Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

«Вместилище всякой истины». Страстная неделя в 2005 году


По православному календарю, наступает Страстная неделя. Предпасхальная. Краткий по сравнению с Великим Постом, но, с христианской точки зрения, самый ответственный период для осознания верующим всей великой сути Божественной Жертвы ради спасения мира.

В эти дни строгого поста православные люди в России, по церковной традиции, стараются максимально ограничивать себя от необязательных действий, то есть от "суеты", стремясь проникнуться атмосферой последних дней и часов земной жизни Иисуса. Православные приобщаются к тому далекому, двухтысячелетней давности, событию, благодаря которому, между прочим, человечество живо до сих пор, а перед каждым человеком открывается перспектива вечности.

Особо велика в эти дни роль храмов – этих земных чертогов Церкви, куда стремится душа каждого верующего. Богослужения Страстной особо выделяются даже на фоне великопостных и, в отличие от тех, что совершаются в первую неделю строгого поста, как бы несут отпечаток всего великопостного бдения, впитав в себя квинтэссенцию этого ежегодного "малого подвига" каждого верующего христианина. "Эти службы, конечно, византийского происхождения, нашли для себя новую форму на русской земле, которая, возлюбив их, облекла их по-новому этой любовию и своей красотой, ‑ пишет о богослужениях этой недели о. Сергий Булгаков. – Страстная седмица представляет собою сердце православного богослужения. Можно сказать, что ее ожидают и к ней готовятся в течение всего года, она, так сказать, задает ему тон, дает свою окраску" ("Богослужение в Православии"). Увы, но в современных православных храмах даже на Страстной седмице порой сталкиваешься с не вполне церковной атмосферой…

В Прощеное воскресенье, в храме Христа Спасителя, Патриарх Алексий II, помнится, заметил, что "пост есть время покаяния, когда человек должен оглянуться на пройденный им жизненный путь, проверить себя в свете заповедей Христовых, принести Господу раскаяние в вольных и невольных согрешениях". Заканчивая свое напутственное слово, глава РПЦ МП напомнил, что "заповедь Господня говорит: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят". Время Великого поста дано нам для того, чтобы очистить свое сердце покаянием и с чистым сердцем встретить воскресшего Господа в светлый, радостный день Пасхи".

Напутствия Патриархов в канун особых периодов церковной жизни издревле были традицией Российского Православия, и им всегда придавались очень серьезное значение. Как, впрочем, и участию предстоятелей и высоких иерархов вообще в повседневной российской паствы. О тесной связи Патриархов Московских со своей паствой сообщают, в частности, исследования православного историка Николая Тальберга: "В Москве ежедневно обращались к Патриарху за благословением по тому или иному случаю… Патриарх дарил обращавшимся к нему иконы. Та же тесная связь существовала в отношении других иерархов и священников. <…> В канун особо чтившегося москвичами дня памяти святого митрополита Петра, Патриарх посещал тюрьмы, благотворя заключенным. Особенно щедро помогали Патриархи в дни Страстной седмицы. Обходя тюрьмы, они собственноручно раздавали заключенным милостыню, освобождали сидевших в тюрьмах должников, уплачивая за них деньги. (…) Вообще проникнуты были чувством христианского милосердия русские люди того времени. Раздавали милостыню Патриархи во время своих "походов" — близких и далеких. …Святители на месте изучали нужду и подавали беднякам самую скорую и неотложную помощь. Походная жизнь Патриархов, близко соприкасавшаяся с пасомыми, выражалась в молитвах в попутных храмах, благотворительности и различных подношениях Святейшим от мирян и духовенства. Подарки бывали скромны, истинно от избытков своих: ягоды, яблоки, грибы, овощи, брага. Патриархи одаривали подносителей деньгами". И, особо, о посте: "Строго старая Русь соблюдала посты, в чем подавали пример Святители и государи. Первые два дня первой недели Великого поста Патриарх и царь вовсе не вкушали пищи, только в среду подавалось легкое кушанье, например, компот. В строжайшем воздержании проходила и Страстная неделя. Когда наступала Страстная седмица, примолкали кремлевские колокола до радостной пасхальной ночи. Царь и народ облекались в темные одежды. Государь почти все время проводил в храме, под покровом же ночи тайно обходил тюрьмы, выкупал должников, помогал несчастным словом и делом" (Н. Тальберг, "Святая Русь").

Конечно же, сегодня православные не вправе ожидать обхода Патриархом и епископами тюрем и "походов" их по трущобам, с целью помощи тем, кто сам ни на что уже не способен. Да и не об этом речь, а о том значении, которое придавалось высшим духовенством той самой "Святой Руси" великопостному периоду, и о том примере, который являли собой древнерусские "духовные лидеры", сообразно особенностям своей эпохи.

Но что видим мы сегодня? Буквально накануне Страстной седмицы руководство РПЦ МП "предостерегает новые власти Украины от вмешательства во внутрицерковные конфликты между православными Церквами". Называет "совершенно неприемлемыми действия Константинопольского Патриарха", имея в виду обсуждение им с правительственными делегациями Украины и Македонии вопроса о волеизъявлении церковных групп, отказывающихся подчиняться церковным центрам в Белграде и Москве. Осуждает заявления иерархов Константинопольского патриархата в отношении юрисдикции Украинской Православной Церкви. Одновременно, возмущается требованиями православных еще одной зарубежной страны – Палестины – об отставке их Патриарха по причине его сотрудничества со спецслужбами, странно оговариваясь при этом, что "мы не вмешиваемся в дела других Поместных Церквей, и то, что происходит во Святой Земле, касается прежде всего иерархов Иерусалимского патриархата". А такое категорическое утверждение Патриарха Алексия II, как "Русская Церковь никогда не пыталась диктовать другим свои условия, не вторгалась на каноническую территорию других Церквей, но, напротив, сама неоднократно становилась жертвой таких вторжений", выглядит рассчитанным на дилетантов в церковной истории. Даже не говоря о постоянном муссировании совершенно бессмысленного термина "каноническая территория", изобретенного в постсоветское время (его автором называет себя бывший сотрудник ОВЦС о. Иннокентий (Павлов)), что, как не вмешательство в дела других Церквей, представляет собой вся эта политиканская суета? Тем более, накануне Страстной…

И, конечно же, совсем неуместными в этот ответственный церковный период выглядят протоколы встреч церковного руководства со светским. Патриарх Алексий II начал Страстную седмицу с обязательного в протокольном плане посещения Кремля для заслушивания очередного ежегодного послания президента РФ Федеральному собранию. Тем временем второй в РПЦ МП человек – митрополит Кирилл (Гундяев) – смиренно ожидает у порога Ватикана аудиенции у нового Папы Римского, исполняя тем самым свою высокую миссию служения "внешним связям" Московского патриархата. Патриарх рапортует президенту о том, как РПЦ МП готовится к "всенародному юбилею" 60-летия победы советского народа в Великой отечественной войне. Из патриаршего рапорта, в частности, становится известно, что уже сосчитаны все священнослужители-ветераны, каждый из которых "получит такую грамоту, персонально мною подписанную". А затем, будто не имея никакого представления о реальном положении ветеранов в стране и не помня собственных выступлений по поводу аферы с монетизацией, обращается к Путину со словами: "Спасибо за все, что вы делаете, за моральную, материальную поддержку ветеранов. Для них это очень важно. …Мы со своей стороны стараемся не отставать, показать ветеранам, что они не забыты".

Своеобразным свидетельством появления новых великопостных традиций может служить и реакция официальной РПЦ МП на инициативу российских и белорусских верующих. Напомним, что еще в феврале некоторые православные организации объявили о намерении провести покаянный крестный ход, который завершится в Москве в день убийства императора Николая II и членов его семьи, призванный "символизировать покаяние русского народа за разрушение великой державы <…> продемонстрировать единство трех братских славянских народов" и то, что верующие "не приемлют идеи" разделения Церквей по территориально-государственному признаку. Собравшийся 20 апреля Священный Синод не поддержал такой инициативы на том основании, что она представляет собой политическую акцию, направленную на …восстановление монархии. А главное, это то, что "Патриарх и Священный Синод дважды …призывали ко всенародному покаянию в этом грехе", и верят, "что многие чада нашей Церкви принесли Богу такое покаяние, которое выражалось в стремлении изгнать из своей жизни греховное помрачение и равнодушие к судьбам Церкви и Отечества". Таким образом, "истинным плодом принесенного покаяния стало совершающееся возвращение народа на стези веры, благочестия и жизни во Христе", что мы, надо думать, в настоящее время и наблюдаем в нашей криминально-бюрократической стране. В результате, высшие иерархи заключили, что намерение провести покаянный крестный ход - это "организованное выражение односторонних мнений, не разделяемых всей Церковью", в отношении чего "Синод определяет, что такие действия противоречат каноническому соборному строю Церкви, и указывает на их недопустимость для священнослужителей". Вот так: ни больше, ни меньше.

В связи с этими печальными, надо сказать, признаками, вспоминается многое, о чем пророчески предупреждали верующих мученики растоптанной советскими большевиками Российской Церкви. Самое деликатное из этого ‑ цитата из "Исповеди" Архиепископа Андрея (Ухтомского), расстрелянного в 1937 году: "Церковь есть церковно-настроенное общество; это живое тело, чувствующий организм, а не одни только архиереи, которые выдумали даже слово "епископат" – и уверяют, что епископат-де и есть вместилище и хранилище всякой истины. Нет. Церковь есть общество людей, ищущих истины; это общество чистых совестью и объединенных любовью к Единому Безгрешному".

Михаил Ситников,
для "Портала–
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования