На этих днях вновь напомнил о себе уже подзабытый конфликт начала марта вокруг синагоги в Отрадном и общины "Даркей шалом", руководимой раввином Довидом Карповым. Российский еврейский конгресс (РЕК) озвучил свою позицию по данному вопросу. Вышло заявление Бюро РЕК, в котором говорится, что конгресс официально спонсирует и организационно поддерживает деятельность общины "Даркей Шалом", является сторонником сохранения ее самостоятельного статуса и предлагает решить вопрос в духе взаимопонимания и сотрудничества в соответствии с тысячелетними еврейскими традициями. Реакция из Марьиной Рощи – центра близкого к Кремлю хасидского еврейства, которое и считается виновником "гонений" на "Даркей шалом", - не заставила себя ждать. В беседе с корреспондентом Агентства еврейских новостей глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Борух Горин сказал, что его "неприятно удивило" появление этого документа, и выяснение отношений через СМИ представляется первым демонстративно недружественным шагом нового руководства РЕК по отношению к Федерации еврейских общин. Топ-пиар-менеджер (да простит меня "великий и могучий") ФЕОР также заметил, что конгресс, будучи светской структурой, не должен вмешиваться в конфликт двух религиозных организаций. Он не может претендовать на место "рефери над схваткой", обладающего безусловным авторитетом и репутацией беспристрастного посредника. Хочется воскликнуть: "Борух, ты прав!" И... не прав одновременно. На днях минуло уже более чем знаковые "сто дней" с того момента, как к руководству РЕКом пришел сенатор-бизнесмен Владимир Иосифович Слуцкер. Он еще в дебюте объявил о своей духовной дружбе с раввином Берл Лазаром (однозначный жест в сторону именно ФЕОР), необходимости единения еврейской общины России и о ведущей роли РЕК именно как светского посредника между различными течениями иудейской религиозной традиции. Тогда вроде бы все с этим молчаливо согласились. Хотя сегодня уже хотелось бы иметь побольше конкретной информации о том, какие проекты РЕК начал энергично осуществлять за время президентства г-на Слуцкера. Приведенный пример – другим наука. Причем, наука большая. Не побоимся даже сказать, что из небольшого московско-еврейского междусобойчика следуют очень даже глобальные и обобщающие вводы. Очевидно, что в последнее время в стране и в мире вообще стала доминировать тенденция религиозного консерватизма, обращение к ортодоксии. Причем это касается едва ли не всех религиозных традиций. В силу этого обстоятельства всякий внутри- или межрелигиозный конфликт, на макро- либо микроуровне, обречен на то, чтобы обрести жесткие и непримиримые формы. Правда, в ответ на это "сон либерального общечеловеского разума XXI столетия" породил создание неких интегральных структур, имеющих некую религиозную составляющую, но объединяющих людей по "культурной", а не исповедальной принадлежности к различным религиозным традициям. В России для евреев таким образованием считается РЕК. Свой "РЕК" сейчас пытаются создать и мусульмане – это пресловутое "Исламское наследие", инициированное братьями Джабраиловыми. Маловероятно, но возможно, что вернутся и к идее 2000 года по созданию чего-то межхристианского. Идея таких структур - в общем-то, добрая и хорошая, позволяющая на каком-то этапе привлечь большое количество людей. Очень красиво выглядит позиция подобных либерал-центристских структур по посредничеству и "беспристрастному разбору" возможных конфликтов в религиозной сфере. Как здорово предстать в образе доброго и мудрого Ходжи Насреддина, спокойно выслушивающего обе стороны и резюмирующего, что, по-своему, обе и правы. Но дальше-то конфликт или проблему, причем жесткую, с "религиозной составляющей", надо решать. Ограничиться серединно-насреддиновыми репликами – значит открыто продемонстрировать социальную импотенцию подобных "конгрессов" и "наследий". Принять чью-то сторону – значит сойти с принципиальной для таких структур общепримиряющей позиции. Впрочем, идеология "и нашим, и вашим" тоже, в конце концов, приводит к тому, что шишки летят и от "наших", и от "ваших". РЕК, в данном случае, сталкивается с подобной ситуацией. "Исламское наследие" еще до конца не создано, но уже получает преимущественно негативную прессу от различных лагерей в российской мусульманской умме. Есть маленький анекдот в тему, хотя он и о политиках. Шли три политика – правый, левый и центрист. Навстречу им попался столб. Левый обошел его слева, правый - справа… А центрист расквасил нос об столб. Моисей Литвак, для "Портала-Credo.Ru" |