Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Кризис жанра. Почему Российский еврейский конгресс не может быть рефери в схватках между еврейскими религиозными общинами?


На этих днях вновь напомнил о себе уже подзабытый конфликт начала марта вокруг синагоги в Отрадном и общины "Даркей шалом", руководимой раввином Довидом Карповым. Российский еврейский конгресс (РЕК) озвучил свою позицию по данному вопросу. Вышло заявление Бюро РЕК, в котором говорится, что конгресс официально спонсирует и организационно поддерживает деятельность общины "Даркей Шалом", является сторонником сохранения ее самостоятельного статуса и предлагает решить вопрос в духе взаимопонимания и сотрудничества в соответствии с тысячелетними еврейскими традициями.

Реакция из Марьиной Рощи – центра близкого к Кремлю хасидского еврейства, которое и считается виновником "гонений" на "Даркей шалом", - не заставила себя ждать. В беседе с корреспондентом Агентства еврейских новостей глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Борух Горин сказал, что его "неприятно удивило" появление этого документа, и выяснение отношений через СМИ представляется первым демонстративно недружественным шагом нового руководства РЕК по отношению к Федерации еврейских общин. Топ-пиар-менеджер (да простит меня "великий и могучий") ФЕОР также заметил, что конгресс, будучи светской структурой, не должен вмешиваться в конфликт двух религиозных организаций. Он не может претендовать на место "рефери над схваткой", обладающего безусловным авторитетом и репутацией беспристрастного посредника.

Хочется воскликнуть: "Борух, ты прав!" И... не прав одновременно. На днях минуло уже более чем знаковые "сто дней" с того момента, как к руководству РЕКом пришел сенатор-бизнесмен Владимир Иосифович Слуцкер. Он еще в дебюте объявил о своей духовной дружбе с раввином Берл Лазаром (однозначный жест в сторону именно ФЕОР), необходимости единения еврейской общины России и о ведущей роли РЕК именно как светского посредника между различными течениями иудейской религиозной традиции. Тогда вроде бы все с этим молчаливо согласились. Хотя сегодня уже хотелось бы иметь побольше конкретной информации о том, какие проекты РЕК начал энергично осуществлять за время президентства г-на Слуцкера.

Приведенный пример – другим наука. Причем, наука большая. Не побоимся даже сказать, что из небольшого московско-еврейского междусобойчика следуют очень даже глобальные и обобщающие вводы.

Очевидно, что в последнее время в стране и в мире вообще стала доминировать тенденция религиозного консерватизма, обращение к ортодоксии. Причем это касается едва ли не всех религиозных традиций. В силу этого обстоятельства всякий внутри- или межрелигиозный конфликт, на макро- либо микроуровне, обречен на то, чтобы обрести жесткие и непримиримые формы.

Правда, в ответ на это "сон либерального общечеловеского разума XXI столетия" породил создание неких интегральных структур, имеющих некую религиозную составляющую, но объединяющих людей по "культурной", а не исповедальной принадлежности к различным религиозным традициям. В России для евреев таким образованием считается РЕК. Свой "РЕК" сейчас пытаются создать и мусульмане – это пресловутое "Исламское наследие", инициированное братьями Джабраиловыми. Маловероятно, но возможно, что вернутся и к идее 2000 года по созданию чего-то межхристианского.

Идея таких структур - в общем-то, добрая и хорошая, позволяющая на каком-то этапе привлечь большое количество людей. Очень красиво выглядит позиция подобных либерал-центристских структур по посредничеству и "беспристрастному разбору" возможных конфликтов в религиозной сфере. Как здорово предстать в образе доброго и мудрого Ходжи Насреддина, спокойно выслушивающего обе стороны и резюмирующего, что, по-своему, обе и правы. Но дальше-то конфликт или проблему, причем жесткую, с "религиозной составляющей", надо решать. Ограничиться серединно-насреддиновыми репликами – значит открыто продемонстрировать социальную импотенцию подобных "конгрессов" и "наследий". Принять чью-то сторону – значит сойти с принципиальной для таких структур общепримиряющей позиции. Впрочем, идеология "и нашим, и вашим" тоже, в конце концов, приводит к тому, что шишки летят и от "наших", и от "ваших". РЕК, в данном случае, сталкивается с подобной ситуацией. "Исламское наследие" еще до конца не создано, но уже получает преимущественно негативную прессу от различных лагерей в российской мусульманской умме.

Есть маленький анекдот в тему, хотя он и о политиках. Шли три политика – правый, левый и центрист. Навстречу им попался столб. Левый обошел его слева, правый - справа… А центрист расквасил нос об столб.

Моисей Литвак,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования