Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

По испанским рецептам. Светскость не препятствие христианской проповеди. Все дело в форме


Итак, наихристианнейший католический король Испании того и гляди подпишет подготовленный социалистическим правительством Сапатеро закон о полном и окончательном отделении Церкви от государства. Последние государства Запада избавляются от следов средневекового подхода к государственно-церковным отношениям. Отныне Католическая Церковь не сможет декретировать ни форму Земли, ни длину женских юбок, ни количество и содержание занятий в школе.

Ностальгическая грусть ревнителей благочестия, конечно, до некоторой степени оправдана. Но можно взглянуть на дело и с другой стороны: а нужен ли этот конкордат, нужно ли такое плотное сращение Церкви и государства, если оно "не работает"? Если оно не эффективно с точки зрения самой Церкви, если секуляризацию невозможно остановить административными мерами? Если с дехристианизацией Церкви надо бороться гораздо более искусными методами, чем голый административный ресурс? Поневоле задумаешься, не являются ли уличная проповедь, личный пример или даже жертвенное служение проповедников людям более эффективным средством христианской проповеди, чем казенные уроки Закона Божия для детей, которые совсем не уверены, что их номинальная принадлежность к католичеству обязывает их "долбить" катехизис.

Обоснованием испанских реформ стали религиозные войны и их последствия. К числу последних относят и фракционность, раздробленность современного испанского общества, и ту легкость, с которой диктатура Франко и коммунистический режим поменялись местами. Католическая Церковь Испании была всегда сверхконсервативной даже на фоне достаточно консервативной польской Церкви. Именно в Испании находилась база реакционной католической организации "Opus Dei", которая пользовалась негласной поддержкой покойного Папы Иоанна Павла II. К этой организации принадлежала большая часть духовенства и старая аристократия недовольной слишком быстрой европеизацией и демократизацией страны. Король оказался также либералом, так что осталась единственная надежда на возвращение к доброму старому средневековью – создать своеобразный Союз католических граждан. Но, к сожалению, время для таких прямолинейных действий безнадежно упущено. Слишком многие события истории Европы придется поставить в сослагательное наклонение, чтобы пустить поезд истории иным путем.

Проходящая сейчас в Российской академии наук конференция "Государство, Церковь, общество" большую часть своих заседаний также посвящает проблеме светскости и – особенно – светского образования. В выступлениях современных ревнителей старины удивительным образом проявляется то же стремление переиграть историю, отвергнуть по каким-то причинам неудобный или "неправильный" ее ход, что и у потерпевших поражение испанских "католических граждан" из "Opus Dei". Таким образом, ревнители старины попадают в самые настоящие ревизионисты и протестанты, отказываясь признать объективно совершившееся движение истории. Безответственные декларации о том, что разделение Церкви и государства – "вредоносная западная идея", а наша восточная традиция вовсе не разделяет духовной и светской сферы, ведут дело фактически к еще одному проекту православного халифата. В результате ни халифата не будет, ни расцвета культуры.

Подобные прожекты представляют собой еще одно издание "Великой утопии" или "Великой идеи". Вместо того, чтобы решать действительные проблемы, исходя из реальных обстоятельств российской действительности, нам предлагается ввязаться еще в одно нереалистическое предприятие. Вспомним, что в 17 веке сладкоголосые греки напели в ухо московскому Патриарху о сокровищах Востока и золотых куполах Константинополя, только и ждущих русского царя и русского патриарха. Как известно, дело кончилось Великим Русским Расколом.

Но уже в кулуарах конференции становится ясно, что первыми против декретированного сверху введения "общеобязательного среднего православия" выступят сами священнослужители. Ученые, выражающие осторожное сомнение в эффективности утопических планов "восстановления старых порядков", оказываются не одиноки в этой позиции. Все участники диалога признают, что современный человек уже не готов безропотно следовать спущенным сверху инструкциям. Да и культурные завоевания прошлого (пусть даже и недавнего) перечеркнуть так просто не получится. Ведь в основании современной концепции образования лежит совсем не церковно-приходская школа и не духовная семинария, а немецкая гимназия или, по крайней мере, фольксшуле (народная школа). В круг знаний, внушаемых ребенку в современной школе, органически входит светская наука. Все это делает мечты об отмене светскости и замене ее на всеобщее православное мировоззрение, по меньшей мере, нереалистичными.

Пример Испании, конечно, не показателен - условия уж больно другие. Однако растущее недовольство старыми формами сотрудничества Церкви и государства проявляется и в Греции, и в Болгарии – традиционно православных странах. Тем самым христианству как будто ставится вопрос: а не поискать ли иных, более эффективных и современных способов проповеди, чем те, которые уже выработали свой исторический ресурс?

Алексей Муравьев,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования