Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Иудеям соблазн, эллинам безумие. Не на всякие похороны придет 5 миллионов человек…


Весь мир наблюдал сегодня в прямом эфире редкую церемонию – похороны Папы Римского. Телевизионная картинка, которая транслировалась в прямом эфире главных телеканалов подавляющего большинства стран мира (Россия, естественно, стала в этом отношении исключением), вроде бы, не потрясала особой зрелищностью. "Отпевания" как такового нет в современной латинской традиции – прощальная церемония на площади Святого Петра представляла собой мессу, с небольшими дополнениями. Сам понтифик при этом покоился практически на земле, на брусчатке площади, в скромном деревянном гробе из необработанных кипарисовых досок.

Тем не менее, эта скромная (а по православно-византийским меркам так и вовсе убогая) церемония собрала миллионы и миллиарды людей. Одних глав государств и правительств в Ватикане собралось более двухсот – среди них были влиятельные Джордж Буш и Жак Ширак и как будто бы никак не связанные с католицизмом президент Афганистана Карзай и иранский лидер Хатами. Подчеркнутая скромность церемонии как будто оттеняла значимость происходящего – ведь пышная внешность порой создается лишь для того, чтобы прикрыть внутреннюю пустоту. Едва ли нам еще когда-нибудь доведется увидеть столь массовую церемонию прощания с религиозным лидером, а значит другого религиозного лидера, которому современный мир отводил бы такое место, в современном мире просто нет.

На площади Святого Петра сегодня преобладали польские флаги, но вряд ли Иоанна Павла II кто-то решится назвать только национальным лидером. Папа-поляк с самого начала своего понтификата взял курс на преодоление культурной ограниченности национальных католических традиций, всячески подчеркивая "вселенский" характер своей Церкви. Этому служили его многочисленные путешествия по всем обитаемым континентам, служение на самых разных языках и в самых разных стилях.

В секулярном мире религии отводится, как правило, лишь культурная ниша, созданная историей того или иного народа. Иоанна Павла II никак нельзя назвать сторонником такого "изоляционистского" подхода – поэтому, вероятно, он был персоной нон грата для сторонников "этнической религиозности".

Папа вплотную подошел к отказу от той модели экуменизма, которая лишь прикрывает "этническую религиозность". Этот экуменизм-филетизм исходит из принципа: "Каждому народу – своя вера, всем народам – единый мировой порядок". Долгие годы Папа вынужден был считаться с этим принципом, выстраивая отношения с современным этно-экуменическим "мировым православием". Лишь незадолго до смерти он сместил акценты в своей "восточной политике", сделав ставку на Восточные католические Церкви.

В дни траура по Иоанну Павлу II много было сказано слов о его вкладе в крушение безбожного и бесчеловечного коммунизма на шестой части Земли. Однако, как очевидно сегодня, далеко не все освобожденные страны и народы в полной мере воспользовались плодами и перспективами, которые открыло это историческое фиаско зла. Господствующая православная Церковь в России, после десятилетий подавления атеистической властью, не нашла в себе сил заняться строительством динамичной, независимой от мирской власти, но, вместе с тем, консервативной и верной отеческой традиции Церкви. Был избран проторенный веками путь услужения власти, поддержания официальных идеологии и культа, участия в экуменическом движении на началах раздела "канонических территорий" между "традиционными религиями". Но тот специфический страх-интерес к Папе Иоанну Павлу II, который стал психологической причиной отказа ему в визите в Россию, выдавал потаенное желание церковных людей в нашей стране очистить свою Церковь от унизительного для нее прислуживания сильным мира сего. Власть предержащие в России как будто боялись встречи своего народа с Иоанном Павлом II "лицом к лицу", потому что в лице этого Папы народ мог бы увидеть "соблазн", весьма небезопасный для сложившейся в России структуры власти, для "самобытной" "симфонии властей" - светской и церковной. А коли так, то значит власть в России осознает свою слабость, нестабильность, угрозой которой может стать даже визит немощного старца – немощного телом, но мощного своим символическим значением.

Конечно, уходящий день, 8 апреля 2005 г., станет особым в церковной истории. И нам, в России, уже немного жаль, что мы оказались, или кто-то захотел, чтобы мы оказались, на обочине этой истории.

Игнатий Алексеев, Алексей Малютин,

для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования