Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Русский католик – интеллектуал будущего? Православное по форме богослужение, в котором возносятся молитвы за Папу Римского, является мощным культурным фактором в России


Любая смерть очень жестко расставляет акценты, как бы организует пространство вокруг себя, заостряет восприятие жизненно важных вопросов. Вера является самым серьезным свойством, внутренним ощущением и желанием человека. Кончина Папы Иоанна Павла II - неординарного, талантливого, даже любимого во всех частях света лидера Римской Церкви, - единодушная реакция на нее во всем мире становится и для многих православных поводом, чтобы осознать качество веры и смысл своего христианского пути. В ближайшем будущем переоценка ценностей больше всего затронет сферу именно православно-католического диалога. Появятся новые, неожиданные для представителей Московской патриархии проблемы, обсуждение которых способно коренным образом изменить образ католичества среди россиян.

Более прагматичное, без особых эмоций, как того и хотели православные, рассмотрение существующих противоречий между двумя Церквами показывает, насколько хрупким является, к примеру, понятие "канонической территории". В Украине оно довольно быстро потеряло прежнее значение, когда новая власть заявила о своем нейтралитете, Константинопольский патриархат объявил о возможности признания альтернативных православных юрисдикций, а Западная Украина, скорее всего, окончательно выпала из сферы влияния московской светской и церковной политики. В Украине исчезает идея монопольной религии и складывается европейское представление о секулярном обществе, в котором могут свободно действовать различные конфессии. Тот же самый процесс, медленно, встречая на своем пути массу трудностей, происходит и в России.

Способствуют развитию либерального общества те православные, которые решили, что при новом понтифике можно не щадить Святой Престол так, как раньше щадили "славянские" нервы Иоанна Павла II. В результате абсурдными, в том числе и для светских людей, являются призывы к новому Папе – не проповедовать. По словам официального представителя Московского патриархата священника Игоря Выжанова, в РПЦ МП ожидают, что "новый Папа Римский будет препятствовать активной католической миссии католиков в России".

Высказывания о. Игоря Выжанова выдают стремление РПЦ МП регламентировать деятельность другой христианской Церкви на российской территории. То, что не выходило на стены православно-католических переговорных, стало явным: от Ватикана требуют приглашать православных священников в те социальные учреждения, которые спонсируют католики, а также снизить количество духовенства и представителей орденов, работающих в России. Последнее, в значительной степени, удалось сделать в итоге совместной акции ФСБ и Московского патриархата, когда в 1999-2002 гг. был выслан целый ряд ярких католических священников.

Когда лидером Российской Католической Церкви были отброшены в сторону эмоции, то место прошлых дипломатических заявлений заняли реальные проблемы. Архиепископ Тадеуш Кондрусевич рассказал о том, что, оказывается, католики подвергаются дискриминации со стороны православных иерархов и российских властей. Католическую Церковь не включают в Межрелигиозный совет на том основании, что она будто бы "нетрадиционная конфессия". Кроме того, права католиков в большинстве случаев не учитываются при возврате конфискованного советской властью имущества. Не трудно догадаться, кто также мешает митрополии, по словам архиепископа Тадеуша, наладить отношения с российским МИДом и добиться упрощенного процесса выдачи виз иностранным священникам.

Православная Церковь не оставляет своей западной "Церкви-сестре" выбора – в диалоге с РПЦ МП католические иерархи все больше перестают играть по правилам, которые разрабатываются идеологами Московской патриархии. Восточный обряд уже получил официальное признание в России и имеет своего куратора в лице епископа Иосифа Верта, хотя ранее даже разговоры на эту тему на высоком уровне были табуированы. Таким же образом в ближайшие 5-10 лет неизбежно произойдет формальное признание Экзархата католиков восточного обряда, который был восстановлен в Омске в 2003 году. На фоне уверенной и мягкой по стилю католической миссии, православное по форме богослужение, в котором возносятся молитвы за Папу Римского, является мощным культурным фактором не только в религиозной, но и в общественной жизни многих регионов.

Сила католической интеллигенции в России в том, что она поднимает те же вопросы, которые интересуют православных интеллектуалов. Как отмечал в интервью автору в 2000 году священник Стефан Каприо, "Русская Православная Церковь не становится более современной и открытой, она замыкается в национализме и монархизме. Она сама толкает православных в католичество. Возможно, настанет время, когда маргиналы – русские католики, перестанут быть маргиналами". Ироничное восприятие российской действительности, свойственное католикам, работающим в России, входит в согласие с настроениями светского сообщества. Характерна оценка ситуации отцом Стефано Каприо: "В Италии и в Европе вообще такие же религиозные проблемы, как здесь в России, с сектантами – иеговистами и мормонами. От России ситуация в Европе отличается только тем, что в вашей стране ощущается давление советского прошлого. Существующий российский Закон о религии, конечно, плохой, но я вообще не знаю хорошего русского закона. Существующий закон – это средний уровень российского законодательства, так как в России уровень юридической культуры невысок. Больше, чем в Европе уровень коррупции и произвол чиновников. Их реакция порой непредсказуема. Не надо пугаться – надо понять, что многое зависит от нас самих".

В 90-е гг. прошлого века католические миссионеры становились влиятельными "варягами" в российском обществе, а костел стал (и продолжает оставаться) во многих регионах культурным центром, где встречается творческая интеллигенция, проводятся концерты классической музыки, выставки, устраиваются молодежные вечера. Так было во Владимире, где служил о. Стефан Каприо, или же в Ростове-на-Дону, где работал о. Эдвард Мацеевич, до тех пор, пока эти священники не были высланы из России. Русских католиков нельзя объявить персонами non grata, если же их объявят таковыми представители Московской патриархии, то им придется вступить в конфликт со своими согражданами.

Роман Лункин,

для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования