Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

В ожидании нового Папы. Чего ждут в РПЦ МП от перемен в Ватикане?


У читателя официальных соболезнований главных церковных лиц РПЦ МП в адрес кардинала Ратцингера и ватиканской курии невольно складывается впечатление, что за протокольными формулировками не всегда можно различить суть послания. Попытаемся понять, каковы могут быть варианты позиций внутри РПЦ МП по поводу перспектив церковных, открывающихся с избранием нового Папы.

Конечно, еще никто не знает наверное, кем будет новый понтифик, однако самые серьезные надежды связывают с кандидатами из Латинской Америки, традиционно левой, некогда революционной и удаленной от старой Европы с ее грузом былых претензий. Определенную солидарность с кандидатом-южноамерикацем может вызвать фактор общей принадлежности к странам "третьего мира". Ведь и Россия, и, скажем, Бразилия теперь принадлежат к одному экономическому и политическому спектру – "развивающимся странам с проблемами демократии".

Надежды на радужные перспективы можно прочесть и между строк Патриарха Московского Алексия, которого с покойным Папой нередко сравнивали. Патриарх несколько раз выражал недовольство по поводу слишком большого влияния консервативного строгого богословия на покойного Иоанна Павла. Влияние это приписывали кардиналу Йозефу Ратцингеру; соответственно, можно представить, что именно этот немецкий прелат является для Патриарха наименее желанным преемником Папы. Заметим, что шансы Ратцингера в действительности весьма невысоки.

Митрополит Кирилл, потративший немало дипломатических усилий, чтобы выстроить католическо-православный диалог в самом нейтральном ключе, высказался обтекаемо, но твердо. Его можно понять в том смысле, что какой бы новый Папа ни пришел, он будет лучше, чем старый. Дело в том, что наибольшая идиллия в отношениях РПЦ МП и РКЦ была в годы церковной юности митрополита Смоленского и Калининградского, когда шел богословский диалог, совместные комиссии заседали без конца, а встречи между епископами обеих Церквей проходили с большой регулярностью. Все нарушилось с падением коммунизма. Исчез фактор внешнего давления, а затем католики решили преобразовать российские апостольские администратуры в полноценные епархии. От этого удара отношения двух Церквей оправятся нескоро. Именно поэтому глава ОВЦС вполне законно надеется на улучшение климата, а, может, даже на отмену злополучного решения о создании епархий или, по крайней мере, на сокращение реального веса этих епархий и превращение их в чистую декорацию.

То ли дело мнение диакона Андрея Кураева! Он прямо говорит, что отношения РПЦ МП и Римско-Католической Церкви улучшатся, так как из них уйдет "польский" фактор. Весь негативный элемент он списывает на пресловутую вражду поляков к русским. Здесь есть большое лукавство. Историческим камнем преткновения был именно русский католицизм, который давно стал фактом церковной истории и изъять который никак не получится, даже списав его на "происки врагов". И дело не только в Лопухиной и князе Голицыне. Ведь традиция русского католицизма косвенно включает и русскую религиозную философию: Соловьева, Булгакова, Карсавина….

Пожалуй, надо сказать и о противоположной тенденции. Среди модернистского крыла РПЦ МП, открыто симпатизирующего католицизму, особенных надежд на нового Папу не возлагают. Просто оттого, что если уж Папа-славянин не смог пробить брешь в межцерковных отношениях, то далекий от русской церковной истории латиноамериканеци подавно не сможет их решить.

Чего же ждут от нового Папы в Русской Православной Церкви? Попробуем обобщить пожелания руководства РПЦ МП. Итак ждут:

  1. Экуменичности и признания полноценной церковности за православием.
  2. Отмены решения о создании епархий на территории Российской Федерации.
  3. Прекращения поддержки греко-католиков на Украине.
  4. Возобновления широкой моральной и материальной поддержки церковного восстановления РПЦ МП.

Со стороны прозападных церковных либералов список ожиданий несколько иной:

  1. Экуменичность (это пункт совпадает с ожиданиями руководства).
  2. Антисоветизм и верность демократическим ценностям, критика властей РФ за притеснения религиозных меньшинств.
  3. Поддержка греко-католиков.
  4. Борьба с консерватизмом и антисемитизмом.

Ну и наиболее радикальное, антиэкуменическое крыло РПЦ МП, борцы с ИНН, Всемирным Советом Церквей и ультраортодоксы ждут от нового Папы:

  1. Отмены решения о создании епархий на территории Российской Федерации.
  2. Прекращения поддержки греко-католиков на Украине.
  3. Прекращения активной проповеди среди молодежи и интеллигенции.
  4. Отказ от поддержки политики экуменизма.

Итак, если для одной группы экуменичность и "открытость" - главные требования, то для другой – почти препятствие к диалогу. Для одних греко-католики – братья и соратники, для других – самый вредный элемент.

В двух типах требований видны основные тенденции социального поля России последних лет. Во-первых, это жесткое противопоставление западнической и почвеннической (православно-патриотической) позиций. Во-вторых, это боязнь открытости. Современный человек очень боится обнажать тылы. Ну и со стороны священноначалия видна тенденция к узкокорпоративному принятию решений, определенной аппаратной закрытости. Реальные требования выражаютсяв специальных беседах с глазу на глаз, а для прессы объем ожиданий минимизирован выражением требования автаркичности. "Дайте нам самим развиваться", - как бы говорят церковные политики. Тенденция к изоляции есть в некотором смысле глубинная черта русского человека. В современном мире такое уже невозможно, так что придется подстраиваться на ходу.

Алексей Муравьев,
для "Портала-Сredo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования