В том, что в связи с кончиной Папы Иоанна Павла IIмир вообще, а христианский в частности, понес невосполнимую утрату, из тех, чья жизнь сознательна, не сомневается никто. Нет никаких причин, которые мешали бы утверждать это, потому что нет, наверное, и ни одной области культурной жизни человечества, которая не была бы обязана покойному понтифику искренним и, как правило, эффективным личным участием. Его жизнь представляла собой тот редчайший случай, когда человек в силах и в самом деле адресовать свои любовь и сострадание миллионам, но не безотносительно, и не в ущерб исполнению своего личного долга перед Богом и людьми. Сейчас, всего через немногие часы и дни после смерти Папы, оценить степень утраченного достаточно трудно. Но уже с первых же сообщений о кончине Иоанна Павла IIможно было убедиться, что осознание ценности, которая была привнесена в мир благодаря духовному усердию и физической неутомимости этого человека, не просто наступает, но и давно присутствует в мыслящей части человечества. Причем это справедливо вне зависимости от конфессиональной принадлежности людей. "Воистину, этот человек жил в полном соответствии с тем, что он проповедовал миру, ‑ пишет в своем послании архиепископ Тадеуш Кондрусевич. - Как много значит искреннее покаяние Верховного Первосвященника за грехи чад Церкви во время Великого Юбилея 2000 года! Мир признал его духовное лидерство. И последние дни его страданий, как никакое иное бедствие или потрясение, объединили весь мир. Об облегчении страданий Римского Папы молились не только католики, но и православные, протестанты, иудеи, мусульмане, представители других религий. Политические и государственные лидеры в эти дни отменяли различные мероприятия - от концертов до футбольных матчей. Столь велико в мире уважение к Понтифику". Если мерить меркой человеческой, то жизнь Папы Иоанна Павла II и плоды ее принадлежат всему миру. По словам Патриарха Константинопольского Варфоломея, Папа "мечтал о восстановлении единства христианства и трудился над достижением этой цели", не жалея "ни трудов, ни жертв для проповедования Евангелия по всему миру и для установления мира". Внутренняя убежденность в неразрывности, в "недискретности" современного христианского мира присутствует во многих посланиях и словах соболезнования по поводу кончины понтифика. Множество официальных соболезнований, предполагающих, прежде всего, соблюдение протокола, выглядят все же достаточно информативными, чтобы можно было судить и о широком резонансе случившегося, и о преимущественно высокой оценке вклада Папы Иоанна Павла II в дело современные глобальные процессы. Это касается как подавляющего большинства посланий религиозных деятелей и организаций различной направленности, так и светских лидеров – руководителей государств и крупнейших международных общественных и политических организаций. Со словами соболезнования обратились в Ватикан президенты России и США – двух стран, достойные отношения между которыми были одной из первых забот покойного понтифика в самом начале "перестройки". В те годы Папа, как никто более, ясно представлял себе значимость установления мира и упрочения партнерских отношений между двумя самыми крупными державами и системами мира. Он не скрывал этого, и вынес традиционно внутриполитические процессы формирования новых отношений между странами в поле гласности, что серьезно их ускорило и сделало необратимыми. При этом Иоанн Павел II, по сути, не занимался политикой, а всего лишь открыто высказывал собственные суждения по поводу главных проблем, возникавших перед цивилизацией. И постоянно напоминал о том, как выглядит происходящее в мире с позиции христианства, которое тоже нуждается в единении. В частности, это достаточно деликатно подчеркнуто в телеграмме Владимира Путина: "В период понтификата Иоанна Павла Второго были установлены официальные отношения между Россией и Ватиканом, сделаны важные шаги в развитии двустороннего политического диалога, налажено взаимодействие в международных делах". И даже президент РФ, не славящийся сентиментальностью, не сумел удержаться от замечания о впечатлении, какое сохранил о покойном: "У меня остались самые теплые воспоминания о встречах с понтификом". По сути, то же отношение звучит и в послании президента США, который не скрывает, что "американцы имели особую причину любить этого человека" и будут "всегда помнить скромного, мудрого и бесстрашного священника, который стал одним из величайших моральных лидеров истории", ставшего "Епископом Рима и героем навеки". Поток посланий и телеграмм с выражением соболезнований в связи с кончиной Папы уже по прошествии суток не воспринимается, как официальная процедура. Кто бы они ни были, авторы этой печальной ватиканской корреспонденции находят исключительно свои слова, отмечая все новые и новые стороны дела Папы Иоанна Павла II. Генсек ООН Кофи Аннан акцентирует внимание на феномене личности покойного, который, будучи "духовным наставником более чем миллиарда мужчин, женщин и детей, был неустанным защитником мира, настоящим первооткрывателем в диалоге с другими религиями. Он также мог дать и критическую оценку католической Церкви". Члены Совета муфтиев России подчеркнули в своем обращении, что "Иоанн Павел II был крупной фигурой не только религиозного, но и политического мира", играя "большую роль в укреплении католическо-мусульманских отношений", что представляется сегодня особенно актуальным. Не склонный к оценкам кого-либо вообще, Далай-Лама ХIV не удержался отметить, что знакомство с Папой заставило его "проникнуться большим личным уважением" к нему, а глава российских буддистов Пандидо Хамбо-лама Аюшеев заявил, что Папа "останется в памяти людей, как один из выдающихся иерархов христианства XX века, как личность, серьезно влиявшая на ход новейшей мировой истории". И если "его политические взгляды должны анализировать политологи и историки, то для нас важнее, что он проповедовал мир, добро и общечеловеческие ценности, которые едины во всех религиях", ‑ заметил он. Греческий президент Карлос Папульяс особо отметил, что Папа "останется жить в сердцах всех людей доброй воли за свою веру в Бога, сочувствие людям, любовь к свободе и старания, которые он приложил для установления мира во всем мире". Президент Египта Хосни Мубарак, объявивший в стране трехдневный траур по скончавшемуся понтифику, отметил огромное участие, которое принимал покойный в судьбе многих народов, совершая сотни поездок в разные страны мира, невзирая на то, что в последние годы они стали для него достаточно тяжелыми испытаниями. Премьер-министр Великобритании Тони Блэр в своем заявлении подчеркнул, что покойный "был источником вдохновения, человеком экстраординарной веры, достоинства и смелости" и всю жизнь "выступал за социальную справедливость на стороне угнетенных", что снискало ему высокое уважение даже в среде далеких от религии людей. Это всего лишь несколько из сотен соболезнований, которые продолжают поступать по поводу смерти понтифика. Перечислять всех предстоятелей и представителей христианских Церквей и организаций, выразивших свое глубокое уважение памяти Папы Иоанна Павла II, представляется невозможным. Тем более, как уже говорилось, в каждом воспоминании об этой выдающейся личности присутствует нечто уникальное, касающееся подчас самых неожиданных сторон человеческой жизнедеятельности. Однако нельзя не упомянуть о реакции на кончину Папы в среде российских православных. Официальное соболезнование, первым поступившее в Ватикан, исходило от митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Руководитель ОВЦС Московской патриархии отметил то обстоятельство, что в РПЦ МП "всегда находили добрый отклик суждения почившего Папы о многих вопросах жизни общества, об утверждении в нем вечных христианских ценностей, о необходимости возрождения нравственной роли христиан", а в его последние дни "твердая вера, стойкое перенесение страданий заставили миллионы людей восхищаться мужеством этого человека". Кроме того, в своем соболезновании митрополит выражает надежду, что "в будущем память о покойном послужит созиданию добрых взаимоотношений между нашими Церквами, станет залогом преодоления существующих сложностей". Однако, телеграмма соболезнования, направленная кардиналу Ратцингеру Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, в отличие от послания митрополита, содержала не то чтобы полную неожиданность, но некоторый сюрприз. После принятых во всех без исключения посланиях по подобным поводам общих слов о таких качествах покойного, как "верность своему долгу", "горячей воли к христианскому служению", Патриарх Алексий IIотметил, что период понтификата Папы Иоанна Павла II"стал целой эпохой" в жизни РКЦ "и во всей современной истории". А "личность усопшего Папы, его труды и идеи оказали большое влияние на ход мировых событий". Однако, словами, которые написал предстоятель РПЦ МП в заключение, ‑ "надеюсь, что наступающий новый период в жизни Римско-Католической Церкви поможет обновить между нашими Церквами отношения взаимного уважения и братской христианской любви", ‑ все высказанное ранее не просто дезавуирует, но и превращает в негатив. Потому что понимать это следует так, что именно понтификат Папы Иоанна Павла II был препятствием, мешавшим "взаимному уважению" между Римским Престолом и Московской патриархией. Теперь этого Папы, наконец, нет. Поэтому надо все за Папой переделывать, начинать все сначала… Такая откровенность в тексте соболезнования в связи со смертью римского понтифика удивила многих. Среди возможных объяснений факта появления этой сентенции нет ни одного, которым можно было бы придать ей какой-либо иной смысл, кроме того, что присутствует в словах Патриарха. Тем более, что именно Алексий II всегда был наиболее упорным противником контактов с Ватиканом, не скрывающим какого-то иррационального страха перед одной лишь возможностью личной встречи с Папой Иоанном Павлом II. Разумеется, в самое ближайшее время можно предполагать активное распространение слухов, что внесение в текст оскорбительных для Римско-Католической Церкви слов – это происки какого-нибудь "масонского агента" или, что еще хуже, "внутреннего врага", который способен проникнуть прямо в Чистый переулок. Однако нет сомнения, что человек такого ранга как Патриарх подписывает такие бумаги как соболезнования по случаю кончины Папы в здравом уме и твердой памяти. Само собой разумеется, что содержащие негатив отзывы о смерти Папы тоже имели место. Так, например, постоянный оппонент Ватикана либеральный теолог Кюнг, представляющий влиятельное крыло в католицизме, заявил, что понтификат покойного Папы был тяжелым периодом для Католической Церкви. Кюнг винит Папу в том, что в разных странах на церковные должности назначались, по его мнению, не те, кого следовало назначать, и в недолжном отношении к таким проектам, как поддержанные Кюнгом разрешение абортов и введение женатого духовенства. Своеобразна реакция на кончину Папы в фундаменталистских кругах представителей других религий, что хорошо заметно даже на примере интерактивных обсуждений в сети. Особо отличаются в этом плане разного рода националистические издания. Среди них, кстати, волей случая оказался и известный российский консервативный портал "Правая.ру", мнения посетителей которого о смерти понтифика удивительным образом совпадают, по сути, с идеей главы РПЦ МП. Конечно же, мало приятного сознавать, что смерть таких личностей, как Папа Иоанн Павел II, вызывает кроме искренней печали еще и всплеск чьей-то неутоленной ненависти. Однако при этом утешает давно известная истина, что сила любви, как и сила ненависти, всегда пропорциональна духовной значимости того, к кому они обращены. Поэтому Папа продолжает служить человечеству теперь уже только памятью о себе, которая, как и сам он ‑ при жизни, стремится к четкому отделению света от тени. Михаил Ситников, для "Портала–Credo.Ru" |