Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Римская Церковь готова овдоветь. Иоанн Павел II, так много сделавший для разрушения тоталитаризма, уходит в мир иной, не повидавшись с Россией


Затаив дыхание, весь мир наблюдает сегодня, как медленно и торжественно совершается в Риме таинство ухода в мир иной великого понтифика, Римского Папы. На сей раз даже дипломатичные и осторожные ватиканские источники официально заявляют: "Папа на пороге конца". Такого не было ни разу за последние годы, на протяжении которых Папа постоянно болел и нередко попадал в больничную палату в критическом состоянии. Значит, надежды действительно нет, хотя и говорят, будто она умирает последней.

Уход Папы для католической Церкви, которая, между прочим, была и остается крупнейшей конфессией христианского мира, событие не просто драматическое, но еще и почти невозможное мистически. Ведь Папа как преемник главы апостолов Петра и, в этом своем качестве, гарант аутентичности и неповрежденности апостольского преемства веры, олицетворяет собою полноту Церкви. Современный католицизм допускает массу вариаций в вере, обрядах, образе жизни. Он не допускает лишь непризнания примата Римского Папы как верховного авторитета в делах церковных, потому что, по большому счету, без Папы нет Церкви. Понятно, что такой Церкви должно быть страшно вступать в столь противоестественный период своего бытия – без Папы.

Однако помимо мистической стороны дела есть и практическая, церковно-политическая, которая актуальна не только для католиков или их единомышленников в других христианских конфессиях, но и для всех христиан и даже для многих нехристиан. Сам Ватикан позиционирует себя в современном постхристианском мире как хранитель высших нравственных ценностей, принципов человечности, которые должны облагораживать звериный лик современной политики, вне зависимости от того, являются ли те, кто эту политику делает, людьми верующими или нет. Об этом Иоанн Павел II напоминал неоднократно, "печалуясь" о войнах в Югославии и Ираке, в Афганистане и Чечне. Он обращался к современным политикам, ссылаясь не только на заповеди Божии, которые для большинства из них не очень-то важны, но и на принципы секулярного гуманизма, сводящегося, в конце концов, к элементарной заботе человечества о собственном выживании. Умирающего понтифика сами католики называют "самым гуманистическим" Папой.

Может, эта особая "гуманистичность" - в славянских корнях Папы? Действительно ведь, до него на папском престоле еще не было ни одного славянина, так что католический мир не знал, как сочетаются природные славянские качества со спецификой папского служения. Славянский мир многим обязан Иоанну Павлу II. Некоторые современные конспирологи даже утверждают, что его избрание стало частью разработанной американскими спецслужбами программы по разрушению коммунистического блока, основу которого составляли славянские страны, а покушение на Папу в 1979 году – попыткой советских спецслужб эту программу сорвать. Как бы то ни было, Иоанн Павел II принял непосредственное участие в разрушении коммунистического тоталитаризма – главной угрозы миру в ХХ веке. Триумфом победы над тоталитаризмом стали визиты Папы в бывшие коммунистические страны, проходившие с большим пафосом. Исключением стали только Россия и Беларусь, которые труднее других посткоммунистических стран расстаются со своим мрачным прошлым.

С точки зрения современного западного христианского мира, Иоанн Павел II был консерватором. Он не шел ни на какие "смягчения" позиции католической Церкви в чувствительных для современного человечества вопросах биоэтики: строже, чем даже его православные собратья, отзывался об абортах и контрацепции. Не пошел он на уступки собственным клирикам, которые добивались разрешения женатого и даже женского священства. И если правда, что история Ватикана развивается в последнее время по принципу "маятника", то можно предположить, что следующий понтификат будет более либеральным. Это произойдет, если новым Папой, в соответствии с принципом "политкорректности", станет выходец из Латинской Америки, Африки или итальянец. Впрочем, немалые шансы имеет и немецкий кардинал Йозеф Ратцингер, который, как говорят, "строже Папы Римского".

Было бы ошибочно считать все эти проблемы сугубо внутрикатолическими. По мере того, как современный мир все дальше отходит от христианства, все менее заметными становятся для внешнего наблюдателя границы между христианскими конфессиями. В таких условиях, закономерно, Ватикан начинает говорить от имени всего христианского мира. И это право за ним признает политический мир. У Ватикана есть даже собственная дипломатическая служба, и весьма развитая, которая умеет говорить с этим миром на его языке.

Интересно, что несмотря на все усилия РПЦ МП по разоблачению коварного "католического прозелитизма" на своей "канонической территории", на мессу о Папе, которая проходит в эти минуты в московском кафедральном соборе Непорочного Зачатия, пришло немало православных. Самые консервативные и антикатолически настроенные православные группы не решаются сегодня бросить в Иоанна Павла II камень. Затаив дыхание, они ждут. Некоторым кажется, будто с уходом нынешнего Папы что-то радикально переменится в православно-католических отношениях. Некоторые считают, что пока Папа еще здесь, на земле, Патриарх Алексий II должен попросить у него прощения за то, что не позволял ему прикоснуться к русской земле, политой кровью Новомучеников и оскверненной безбожием больше, чем какая-нибудь другая страна. Конечно, теперь вопрос о визите Папы-славянина в Россию не злободневен, он уже перешел в область вечности…


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования