Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Демократы поневоле. «Оранжевая» власть в Украине меняет лицо византийского православия


Новая украинская власть, олицетворяемая Виктором Ющенко, предлагает православным верующим Украины создать "самую демократичную и открытую" Церковь на постсоветском пространстве. Для большинства православных Церквей западного мира – будь то Американская Православная Церковь, Русская Православная Церковь Заграницей или приходы Константинопольского патриархата в Европе, византийская идея симфонии светской и церковной власти давно потеряла свою непосредственную актуальность. Можно смело сказать, что в сознании православных американцев или европейцев Византия и Святая Русь – это миражи прошлого, а демократическое государство – это то общество, которое предоставляет максимум свободы для общественной и миссионерской деятельности Церкви.

Изменения в мировоззрении Украинской Православной Церкви Московского патриархата (УПЦ МП) касаются, в первую очередь, ее отношения к государству. В отличие от своей Матери-Церкви - Московской патриархии в России – украинцам еще в начале 90-х гг. пришлось уговаривать чиновников и политиков не вмешиваться во внутрицерковные конфликты. В декабре 1992 г. Синод УПЦ МП выступил с предложением о проведении богословского диалога с иерархами УПЦ Киевского патриархата (УПЦ КП) во главе с Патриархом Филаретом (Денисенко). Одним из условий диалога было "невмешательство центральной и местной власти, народных депутатов во внутреннюю жизнь Церкви". Если ранее промосковские православные призывали к порядку глав некоторых националистических регионов страны, то теперь УПЦ МП фактически объявила о том, что государство как таковое не должно вмешиваться в жизнь Церкви. 9 марта 2005 г. члены Священного Синода УПЦ МП выступили против дальнейшей "политизации межконфессиональных отношений на Украине". Кроме того, они осудили "средневековое видение своих взаимоотношений с Церковью: "Чья власть – того и вера". Насколько невозможен такой подход для РПЦ МП в России, настолько он неизбежен для УПЦ МП на Украине.

Основное следствие осознания своей полной независимости от государства – это стремление влиться в демократическое сообщество, воспользоваться теми правами и обязанностями, которое оно предоставляет. В мартовском заявлении Синода УПЦ МП подчеркивается значение отношений с местными властями и общественностью в "духе демократии". Причем, демократический строй понимается не как особо украинский, "отвечающий менталитету" и т.п., а как основанный на "взаимном уважении и соблюдении общепринятых европейских норм".

Резкий тон выступлений "москальской Церкви" по поводу "раскольников" после 1992 года, когда была создана национальная структура УПЦ КП, являлся защитной реакцией. Фундаментом этой реакции тогда была идеология лидеров Московской патриархии, которые и в настоящее время полагают, что только государство способно поддерживать статус одной традиционной структуры – патриархии, - а также следить за тем, чтобы альтернативные православные не вышли за рамки своего маргинального мира. Демократические устремления нынешней УПЦ МП стали свидетельством общественно-политического взросления Церкви, ее приобщения, пусть даже пока на уровне заявлений первоиерархов, к нормам европейской цивилизации.

На фоне политической зрелости УПЦ МП, прошедшей через националистические игры украинских президентов – двух Леонидов – Кравчука и Кучмы, патриотически окрашенный радикализм Церкви Патриарха Филарета (Денисенко) все больше теряет свою актуальность. Заявления представителей УПЦ КП вызывают обоснованное возмущение православных активистов. К примеру, выступления главы Сумской епархии УПЦ КП епископа Мефодия вынудили верующих УПЦ МП Сумской области 16 марта 2005 г. обратиться к оранжевому правительству с просьбой защитить "каноническое православие" от нападок националистических сил. Владыка Мефодий заявил о том, что "каноническая" УПЦ "является ни чем другим, как порождением безбожной коммунистической власти, а поэтому не имеет права занимать существующие храмы". Однако рано или поздно возможности сторонников Патриарха Филарета (Денисенко) пользоваться благоволением националистически настроенных чиновников будут сведены к минимуму, так как сама власть не настроена открыто или же тайно поддерживать одну из группировок. Об этом свидетельствуют как заявления президента Виктора Ющенко о стремлении создать единую Православную Церковь в Украине, так и приглашение посетить Украину, которое 15 марта президент передал Патриарху Константинопольскому Варфоломею. Как подчеркнул секретарь президента Украины Александр Зинченко, Варфоломей пользуется "безусловным авторитетом и глубоким уважением" в стране. Приглашая Патриарха Константинопольского, Виктор Ющенко рассчитывает, что его приезд будут приветствовать представители всех православных юрисдикций.

Постепенная демократизация церковных структур Украины уже сейчас приводит к выработке более определенной политической позиции: националистические требования сменяются стремлением защитить свои конкретные гражданские права, а требования расправиться с раскольниками - стремлением мобилизовать общественность и утвердить свое реальное общественное влияние. Опора на общество и большая прозрачность церковной деятельности в условиях демократии, хотя бы она была молодой и "оранжевой", избавляет Церковь в Украине от средневековых привычек. В России, где подобные объективно исторические условия отсутствуют, чиновники, политики и иерархи РПЦ МП провозглашают на Всемирном Русском Народном Соборе принцип "чья государственная Церковь, того и общество", а светское информационное агентство "Интерфакс" публикует разгромные материалы о других православных Церквях, отражая позицию Московской патриархии.

Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования