Существует ли у праздника 8 марта религиозное измерение? У того самого, который придумала Клара Цеткин, в абсолютно безбожной борьбе за права работниц. У того, который советская власть ввела в пику религиозным праздникам. Который разные верующие все советское время демонстративно бойкотировали. Тот, в ответ на поздравление с которым замечательная профессор МГУ К.П. Полонская как-то сказала: "Уберите цветы и сядьте! Для меня это не праздник". Так вот, есть ли у него религиозное измерение? И можно ли заместить его чем-то религиозным? Несколько лет назад многоплодный диякон-публицист Андрей Кураев всем популярно объяснил, что праздник этот – "жидовский" и вообще, придумала его "еврейка Клара Цеткин как воплощение еврейского праздника Пурим" (с. 108-109 его шедевра "Как делают антисемитом"). Потом, правда, выяснилось, что храбрая Клара еврейкой совсем не была и о празднике Пурим слыхом не слыхивала. С кем не бывает из журналистской братии! Отец диякон, правда, себя позиционирует как "профессора", но тут можно сказать, что "профессорствует" он всего-навсего в Свято-Тихоновском университете. Итак, еврейская гипотеза происхождения 8 марта малоубедительна и несерьезна, так что советские и несоветские евреи могут спокойно праздновать самый обычный Пурим, тем более, что он тесно связан с христианским литургическим календарем. Об этом даже есть много научной литературы. Так что "православно-антисемитская" альтернатива хотя и высказана, но как-то неубедительно. Да и положительная программа неясна – что же делать в сей праздник патриотам? Выходить на манифестацию с лозунгами "Бей жидов и Клару Цеткин!"? Непонятная альтернатива. Можно еще упомянуть другую альтернативу – в духе А. Вебера признать "социальную религию" полноценной религией и предложить истолкование для безыдейного поздравления всех женщин. Такое истолкование может легко придумать любой мало-мальски подкованный религиовед. Что-нибудь вроде культа матери и культа плодородия. Символ этого культа – цветок мимозы. Ближайший к этому празднику образ - в западном Mothers’sDay, Muttertag, который есть и культовая память предков, и восхваление общественной добродетели, выраженной в чадородии. Ведь отказ от прокреации – это прямой вызов обществу, нечто вроде удара по самому святому. Поэтому в терминах социальной религии допустимо представить этот праздник как "праздник умеренно-патриархальной женщины", матери семейства, хранительницы домашнего очага. И девочек в детском саду поздравлять исключительно как будущих матерей. Все же остальные социальные функции (женщины в войну много вынесли, они участвуют в науке и в производстве наравне с мужчинами и проч.) выводить из этой. Получается альтернатива? Более или менее, на "троечку", хотя интуитивно я почти уверен в том, что почти каждый гражданин, вручая мимозы своим сотрудницам, жене или маме, думает примерно в этом направлении. Однако, если посмотреть в широком православном контексте, то у этого праздника есть интересная особенность – он почти совпадает в празднованием двух обретений главы Иоанна Предотечи, которое отмечается 24 февраля или 9 марта по новому. В аккурат на следующий день после устроенной тов. Цеткин манифестации трудящихся работниц. И вот что интересно: этот праздник есть настоящее чествование разных жен. Начнем с того, что убит в свое время Креститель Христов был по наущению злочестивой Иродиады. Получилось так, что тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а усеченная глава скрыта сей Иродиадой в тайном месте. И вот, жена царского домоправителя Хузы некая Иоанна тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и похоронила на Елеоне. Уже в византийское время на этом месте вельможа Иннокентий стал строить церковь, и во время работ строители нашли сосуд с главой Иоанна Крестителя. Итак, злая Иродиада скрыла, а благочестивая Иоанна перепрятала для вящего прославления. Тем самым и злая, и благочестивая жены послужили Церкви. Вот такая агиография получается. Значит в сей день християне предпразднуют удивительное событие, в котором именно женский пол сыграл такую значительную и славную роль. Такова православная альтернатива атеистическому "празднику работниц". Игнатий Алексеев, для "Портала-Credo.Ru" |