Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Милосердие между Морозкой и Сильвестром. Чего будем праздновать, верующие?


Похоже, новогоднее ликование с поклонением Морозке и Снегурке и салатом оливье захватывает страну, и сопротивляться этому победному шествию бессмысленно. Праздничное настроение окончательно победило остатки здравого смысла, не говоря уже о религиозных чувствах.

Даже Патриарх поздравляет народ и говорит, что ему "нравится Дед Мороз", народ же стремительно скупает алкоголь и закуску, деятели культуры готовятся, задрав одежды, отплясывать под развеселые теле-мелодии, а служители культа, смирившись с неизбежным, сами готовятся "встречать". И только православные патриоты, озабоченные духовной стороной дела, наоборот, призывают бойкотировать праздник Антихриста, проводить вместо праздничного застолья "крестный ход трезвенников" и задуматься об истинной природе "Деда Мороза".

Этот последний персонаж вызывает довольно оживленные дискуссии то там, то сям на разных православных и неправославных форумах. Краткий результат этих обсуждений – "деда" получили путем искусственного мифологического скрещивания из Санта-Клауса (который по идее есть именно святитель Никола) с неким русским народным божком по имени Морозко. Сей божок (которого Пушкин поставил в один ряд с полководцем Барклаем, назвав "зима иль русский бог") знаменит тем, что морозит скот и вообще занимается массовой криодеструкцией населения. Самая известная его жертва – это некрасовская Аксинья, совершающая путешествие в компании "гроба и двух пар промерзших лаптей" по владениям Мороза-Воеводы. Есть, конечно, и другие, но смысла для верующих это особенно не меняет.

Придется признать, что загадочный "дед" - плод мифологического творчества советских пропагандистов времен "великого имперского поворота", когда товарищ Сталин позволил-таки праздновать Новый Год, убедившись, что Рождество уже никто за исключением "неграмотных бабок" не празднует, да и какой толк? Народишко-то будет праздновать тогда, когда начальство скажет, то есть "объявит выходной". А затем уже и "даст заказы", и потечет рекой "столовое вино", завезенное на Русь хитрыми фряжскими купцами в XVII веке. А уж о посте в образованных кругах и вспоминать стало неприлично – какой тут пост, когда все "празднуют"?

По этому поводу можно сделать два замечания: первое – раньше Новый Год на пост не приходился, а совпадал со "cвятками" - временем разного рода народных розыгрышей и катаний, а также возлияний. Но в результате смещения календаря этот Новый год-Сильвестер оказался не после Рождества на Святках, а в аккурат во время постного говения.

Второе: смысл слова "праздновать", надо признать, сильно изменился за эти годы. Если раньше праздник – это когда люди совершают религиозные ритуалы – ну, хоть поют народные песни и пляшут ритуальные пляски, а то и вообще – в церковь молиться идут – то теперь праздник, это когда "выпивают". Так и говорят: "Ты что, уже с утра празднуешь"?

Вообще говоря, "культура российская современная" – несколько лежалый продукт. Срок его слегка истек, да дата затертая – не разглядишь. На банке написано одно – великая Россия, то-сё, а внутри – старый добрый "заказ для ветеранов, старых большевиков и матерей-героинь". Вот и приходится кушать вместе с салатом "оливье" странный гибридный праздник "Новый год", смыл которого (ну, календарь – не в счет) только в традиции "старого времени". Народное сознание цепляется за традиции, которые все истончаются и уменьшаются, как шагреневая кожа. Вот и получается праздник с главным компонентом в виде попсово-пошлой телевизии, "шампуньского", салата оливье и речи Первого Лица " про итоги уходящего года". Для верующих, конечно, есть еще "новогодний молебен" - изобретение синодальной канцелярии, пытавшейся отвадить верующие массы от введенной императором Петром немецкого балагана и хоть ради новоизобретенного праздника "Сильвестертаг" (как называется он у изобретателей его немцев) завлечь его в церковь. Этот молебен – слабое утешение, ибо он не решает проблемы смысла Нового года. У немцев это хоть посвящено Папе Римскому IV в. Сильвестру, а на Руси только и остается, что посвятить его Морозке.

Задача комментатора этой темы – тяжелая. Приходится расплетать народные традиции, а этого никто не любит. Какой же выход, он же вывод из всего сказанного можно сделать? Во-первых, власть предержащим следовало бы задуматься о придании нашим праздникам некоторого смысла кроме "отмечания". Например, почему бы не отменить праздник 1 января, а ввести (раз уж так привыкли) празднование старого "Сильвестра", иначе говоря Старого Нового года?

И напоследок про радостные новогодние чувства. Оглянуться-то вокруг никто не мешает. Оглянуться и увидеть, что в мире далеко не все так отрадно. Как стало выясняться, в Юго-восточной Азии от цунами сгинуло в один момент около полумиллиона человек. Это ли не грозное знамение? Это ли не обрушение башни?

"Но спят усачи-гренадеры", как говорит в подобной ситуации Лермонтов… Удивляет то, что ни один православный духовный лидер не задумался о том, что вся земля – "зона ответственности" христиан, что "чужой беды не бывает", что сегодня беда пришла в Индонезию и на Шри-Ланку, а завтра она постучится (и уже стучится) в нашу дверь. Далай-лама молится за тысячи погибших – ну он же буддист, а там христиан почти и не было. А вот почему праздновать нехристианский (а может даже и "бесовский") праздник Новый год радостно и нравственно, а сказать слово сострадания и молитвы о тысячах жертв – низзя?

Новый 2005 год от Рождества Христова начинается с невиданных, почти апокалиптических событий. Кто знает, не станет ли он началом ужасных бедствий? Вот именно с таким покаянным, "христианоопасным" (то есть таким, на который христианам стоит обратить особое внимание) настроением стоило бы встречать момент смены календарного года.

Алексей Муравьев, для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования