Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Кто похитил Рождество? Христиане борются за свое право отмечать праздники по-христиански


 Главным похитителем Рождества в протестантских, православных и католических странах является Новый Год. Рождественские каникулы ассоциируются с фестивалями украшений, сладостей, с костюмированными балами и уютными семейными ужинами при свечах. В сознании подавляющего большинства россиян, европейцев и американцев образ Иисуса Христа давно приобрел такой же пряничный оттенок, как и образ Деда Мороза или Санта Клауса. В секуляризованном обществе, особенно это ярко видно на примере больших городов – Москвы, Парижа или Нью-Йорка, христиане действительно стали "малым стадом", однако ощущать себя меньшинством отказываются.

Возмущение христианского сообщества вызывает, прежде всего, не то, что люди вообще потеряли веру, а то, что значительная часть граждан не собирается праздновать Рождество так, как этого хотят практикующие верующие разных конфессий. Реальные ценности массового сознания практически идентичны, независимо от того, когда празднуется Рождество – 25 декабря или 7 января. В этом отношении Россия вполне может сравниться даже с Соединенными Штатами. Существует лишь одно отличие – американцы, как секуляристы, так и представители протестантской культуры, более прямолинейны в выражении своих пристрастий.
Многие консерваторы, среди которых находится и губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер, возмущаются "выдавливанием Рождества из нашего общества" в то время как большая часть антирождественских акций не встречает массового сопротивления. Так, елка у Капитолия теперь называется "праздничной", а не "Рождественской", в штате Массачусетс каникулы получили отныне наименование "Фестиваль зимы", а в штате Нью-Гемпшир школьников наказывают за то, что они появляются в костюме Санта-Клауса, оскорбляя религиозные чувства других детей. Специальной премией антигероя был отмечен также учитель из штата Вашингтон, запретивший детский спектакль по мотивам "Рождественской песни", так как он может вызвать лишние вопросы о "роли религии" в системе светского образования.

Консерваторы из американского движения "За возвращение Имени Христа в Рождество Христово" считают, что происходит "выхолащивание" самого смысла праздника, однако это вызывает только насмешки со стороны общества "неверующих". Образ Рождества в умах сограждан складывается из самых разных вещей, часто не имеющих аналогов в Библии. К примеру, для голливудской актрисы Рене Зелвегер Рождество – это хороший табак, а для Тома Хенкса – это банановый кекс и т.д.

В российском обществе ситуация аналогична – Рождество также сливается с новогодними подарками и санями Деда Мороза, а салат "Оливье" стал чем-то вроде кулича и яиц на Пасху. Ожесточенной борьбы между секуляристами и, например православными, в России нет, так как в российском, да и в любом европейском обществе, отношение к религии скорее равнодушное, а поэтому опасность задеть чьи-либо религиозные чувства чрезвычайно мала. По параметрам декларируемой веры в Бога Россия приближается к странам Европы. Согласно опросам, опубликованным в газете "Дейли Телеграф", в Англии 35 процентов опрошенных не верят в Бога, а каждый четвертый "не знает", верит он в Бога или нет. В Литве около 60 процентов опрошенных отмечают Рождество, а не Новый Год, но молодое поколение уже считает самым лучшим праздником день рождения.

Православные консерваторы в России по-своему реагируют на требования безрелигиозного общества. В Екатеринбургской епархии представители Церкви выступили с прямыми духовными угрозами в адрес тех, кто будет справлять Новый Год не по-православному. Вначале появились листовки со следующими слоганами: "А ты променял!? Рождество на Новый год? Пост на пир? Христа на Деда Мороза!?". Затем с обращением в воистину средневековом духе выступил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий: "А если же кто-то проведет предстоящие нерабочие дни последней седмицы Рождественского поста в грехе и разгуле, в пьянстве и разврате, то тем самым, он будет навлекать праведный гнев Божий и на себя, и на ближних своих, и на все Отечество наше". Для многих других православных иерархов и общественных деятелей, возможно, послужила уроком кампания по внедрению "Основ православной культуры" в школах, когда родители и директора школ в регионах отказались вводить этот предмет в качестве факультатива, а иногда даже не пускали священников в школы. Стремление "сделать" граждан православными" вызвало обратную реакцию со стороны общественности.

Значительная часть россиян считает, что они могут быть православными без выполнения каких-либо религиозных правил. С этой точки зрения, угрозы владыки Викентия могут обернуться против Православия. Более приемлемы для общества рождественские наставления патриарха Алексия II, который напомнил о том, что "все мы выросли из Рождества": "Ныне, прославляя Таинство Боговоплощения, мы вновь вспоминаем славное событие двухтысячелетней давности, которое стало краеугольным камнем человеческой истории и положило начало новой, христианской эре".

Завершение христианской эры и превращение христиан в "малое стадо" застало церковных деятелей врасплох. Иерархи и простые верующие с удивлением восприняли свое новое положение, предсказанное еще в Новом Завете. Одни стали критиковать общество, другие церковь, третьи стали бороться за власть и стараться обрести почву под ногами снова, четвертые постарались приспособиться к запросам плюралистичного общества и современной морали. Вековые привычки христианства, заставляют его хвататься за "мирские" вещи в государствах, которые освободились от евангельских ценностях, но сохранили христианские символы.

Секуляристы также удивляются: "Христос уже дал христианам их Царство, когда сказал: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12:32). Зачем христианам наше секулярное Царство? Почему они сами крадут у себя Рождество?"

Роман Лункин,
для "Портала-Credo.ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования