Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

На зеркало неча пенять… О революционной молодежи и контрреволюционных перспективах


Одна недавняя новость религиозного содержания прошла едва ли ни вовсе не замеченной информационными агентствами: среди нацболов, захвативших 14 декабря приемную Администрации президента РФ, был один учащийся семинарии РПЦ МП — Нижегородской. Уже 16 декабря на официальном сайте НБП сообщалось о его отчислении из семинарии "за действия, несовместимые с высоким статусом учащегося духовной школы".

Не будем говорить о действительной высоте статуса учащегося духовной школы РПЦ МП, и даже не будем обсуждать действия семинарского начальства. Помимо всего прочего, оно все-таки не совсем уж неправо: член клира и на самом деле не должен принимать участия в деятельности политических партий, и, в ситуациях гражданского противостояния, для него должны быть "своими" обе стороны конфликта.

Гораздо важнее, что данная история является "экспериментальным подтверждением" теории — теории о том, что наши юные "горячие головы" в политике — это часто и такие люди, которым не чужды духовные искания в самом прямом, то есть религиозном, смысле этого слова. Неважно, что Национал-большевистская партия провозглашает свое преемство с наиболее богоборческими силами дореволюционной и послереволюционнойРоссии. То есть, конечно, это важно, но важно для нас. Это неважно для той молодежи, которая может пойти в НБП. А может пойти и в семинарию. А может пойти и туда, и туда сразу.

И вот это очень хорошо — что у нас есть такая молодежь.

Если молодежь не может правильно разобраться с историческим преемством, то это в наименьшей степени может быть по ее собственной вине. Для того, чтобы разбираться в истории и, особенно, в истории идей, нужны опыт и знания, которых у молодежи не бывает своих по определению. Она тут обречена быть зависимой от старшего поколения, и именно это поколение бывает главным виновником ошибок молодежи при выборе исторических ориентиров.

Молодежь выбирает ориентиры не исторические, а наличные, а исторические ориентиры у нее почти автоматически прилагаются к тем старшим вождям, которых она выбрала. И старшему поколению, если оно недовольно выбором молодежи, надо не молодежь винить, а на себя посмотреть. Молодежь, в этом смысле, — зеркало старшего поколения. А "на зеркало неча пенять, – позволим себе все-таки процитировать эту классическую пословицу, – коли рожа крива".

Участие в НБП, а, тем паче, участие в "акциях прямого действия" НБП — это, что ни говори, а проявление жертвенности и героизма. Тех качеств, без которых не может быть серьезно верующего человека, но также и тех качеств, которые стремится искоренить и исторгнуть из своей среды семинария, "среда умеренности и аккуратности", где поступательное движение вверх обеспечивается только одним качеством — умением угождать начальству.

Но что нам делать с нашим обществом, светским, которое, вроде бы, вовсе не обязано культивировать "человека единственной добродетели" — угождения начальству? Наверное, не надо ждать, когда нам об этом сообщит начальство, а попытаться что-то сделать самим.

Прежде всего, надо показать, что в старшем поколении не только революционерам, но и контрреволюционерам присущи героизм и жертвенность. Причем, это надо именно показать – всего лишь. Потому что это на самом деле есть в реальности, только не очень хорошо видно молодежи. Очевидно, что не нужно сейчас большого героизма, чтобы позировать перед либеральными СМИ среди активистов "оранжевой революции". Гораздо труднее, будучи вовлеченным в интеллектуальную и политическую жизнь, во всем этом не участвовать. Труднее и морально, и даже чисто интеллектуально: потому что, прежде всего, не поддаться интеллигентно-демократическому психозу для человека, склонного к интеллектуальной деятельности, – это уже моральное испытание: пойти против всех (против всех в твоем окружении). Но и мало того: даже радикальная и далеко не "демшизовая" молодежь, скорее узнает о партии "Яблоко", чем о консервативных силах, стремящихся, елико возможно, отстоять остатки российской государственности на видимом и невидимом фронте.

К сожалению, нельзя сказать, что в этом виноваты "демократы" или сама молодежь. "Демократы" просто делают свое дело лучше консервативных сил, а молодежи не хватает контрреволюционеров старшего поколения, которые бы ее понимали. Сейчас некоторые из постаревших рокеров 80-х пытаются что-то сделать, но их слишком мало. А главное препятствие – их хороший контакт с молодежью имеет обратной стороной их изолированность внутри собственного поколения сорокалетних.

Но, как бы то ни было, именно эти сорокалетние являются настоящими идейными вождями молодежи. Уж какие есть. Как правило, они никуда особо не зовут, так как сами оказались на обочине — ровно там же, где у нас, в современном российском обществе, находится вся молодежь.

Тем не менее, именно в них – равных молодежи по духу, но превосходящих по жизненному опыту, – ключ ко всему молодому поколению.

Поэтому практическая рекомендация к тем, кто имеет в нашем обществе хоть какое-то влияние: помочь этим сорокалетним рокерам делать то, что они хотят. Помочь им проявиться как можно полнее.

Понятно, что это увеличит в нашем обществе количество шума и легкого карнавального безобразия – но это легкое беспокойство будет безобидной ценой того, что мы возвратим в наше общество давно изгнанную из него молодежь.

Сейчас из молодежи пускают во взрослое общество только после обряда инициации, в той или иной форме, – другими словами, только тогда, когда про тебя точно знают, что ты уже не совершишь эксцентричных поступков. Но такое общество, в котором все взрослые, и никто не совершает эксцентричных поступков – это стадо баранов, которое когда-нибудь неизбежно попадет на бойню. Собственно говоря, кое-где уже и попало…

Сопротивляться нестандартным и эксцентричным вызовам терроризма — и исламского, и противоположного ему — могут только нестандартные и эксцентричные люди. Такие, которые способны придумать то, чего никто раньше не придумывал и не делал. Это вполне достаточная плата за то, чтобы все остальные люди потерпели неудобства, которые они им доставляют.

В качестве постскриптума: участников "акций прямого действия" — осудить, вероятно, надо (но не на такие сроки и не по таким статьям, по каким осудили), — но только потом сразу же помиловать и попытаться с ними нормально поговорить. На месте Путина я бы позвал к себе на прием в Кремль тех, кто пытался захватить приемную его администрации. Как бы то ни было, а это лучшие представители нашей молодежи, других у нас нет, и надо как-то пытаться находить взаимопонимание с этими.

Иеромонах Григорий,
для "Портала–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования