Современное российское общество не может не вызывать сложных чувств у верующего человека. Продажность, ложь, корыстность стали сущностными характеристиками современной России на всех уровнях. Христианский подход к политике все более клонится к своеобразной шизофрении: за стенами храма – ложь, взятки, продажность и безнравственность, а в стенах – благодать, бескорыстность и мир. Там надо вести себя безнравственно, а тут – наоборот. Так может считать человек не вхожий в церковную кассу. Последние призывы Первоиерарха РПЦ МП к отказу от мздоимства и корыстолюбия в Церкви по своей интонации напоминают едва ли не пламенные пиетистские речи и проповеди Мартина Лютера против обмирщения Церкви. Да только надо ли искать примеры на Западе и отказываться от российского опыта? Ведь и в России была своя история борьбы против обмирщения Церкви и за истинное церковное благочестие. Известный спор "осифлян" с "нестяжателями" в 16-м в. часто представляют именно в таком "пиетистском" смысле. В нем были и другие темы помимо монастырских землевладений. Но в истории он остался именно как борьба заволжских старцев против обмирщения Церкви, стремления ее к финансовой и политической самостоятельности за счет утраты духовного стержня. Сильная Церковь, вроде бы, должна быть и нравственной силой. Но оказалось не так. Грянула русская Смута, чреда государей поставила Церковь под государственный контроль, а петербургское государство потребовало от Церкви взамен за протекторат отказа от финансовой самостоятельности. Российские государи крушили монастырское землевладение, видя в нем клерикальную угрозу самому российскому государству. Довольно нищая и вполне бесправная Московская Патриархия при большевиках уже не могла и думать о том, чтобы порадеть всерьез о финансовом благе Церкви. И лишь послеельцинская "тень конкордата" позволила господствующей Церкви вздохнуть посвободнее. Эта относительная свобода была интерпретирована многими священнослужителями в том смысле, что Церковь стала общественной корпорацией с широкими привилегиями. Развернулась "церковная коммерция", о которой писала "желтая" и прочая пресса, появились "бати-бизнессмены" и даже "бати-братки"… Что делать, какой у нас бизнес (криминальный), такие и его "мэны". Мало кто вспомнил о других возможностях… Однако общество все же состоит из отдельных людей. Современный российский человек оказывается как бы между двух путей: западного "продирания к успеху любой ценой" и восточной опоры на общество (семью, связи, землячество, "блат"). Но где тут труд, какова его ценность? Происходит девальвация труда как такового, его низведение на уровень "средства разбогатеть". И эта порочная идея проникает и в церковную ограду. Только русская традиция созидательного труда как долга, обоснованного Писанием и Преданием, труда с которого платится десятина Церкви, остается в небрежении. Народные древние традиции образования также основательно забыты. Немецкая метода, лежащая в основе наше современной системы народного просвещения, хотя и была несколько облагорожена русскими педагогами Ушинским, Водовозовым и другими, все же оказывается мало соответствующей запросам времени. Русский человек обучается по западным лекалам, что дает часто весьма сомнительный результат. И что удивительного в том, что попы, как и все прочие граждане, стремятся "получить ассигнации"? Самое время вспомнить о том, как было поставлено дело в Древней Руси, а потом и у староверов. Исследовательница И.А. Кремлева пишет: "Расхожее мнение о темноте и косности старо-обрядчества опровергается и всей их жизнью в эмиграции, за пределами России. В чужих краях в тяжелых условиях они выживали благодаря традиционной общинной взаимопомощи. Их отличали грамотность, смекалка, творческий дар. В истории зарубежного старообрядчества много примеров освоения целинных земель и создания крупных земледельческих хозяйств. Используя многовековой опыт своих предков, они возводили фабрики и торговали". Сейчас стали популярны методики и разного рода технологии достижения удачи в бизнесе, заимствованные из американского опыта. Люди поступают на курсы бизнеса, чтобы стать эффективными бизнесменами в западном смысле. Вот пример: по немецкому телевидению идет передача про успешных деловых людей. Ведущая говорит: "Представляете, среди верующих тоже встречаются адекватные и даже преуспевающие люди". Для России такие формулировки, быть может, резковаты, но смысл высказываний большинства бизнесменов сводится к тому, что глубокое христианство и современная деловая жизнь несовместимы. А что, если все же совместимы, просто никто не задумывался о том, что модель этого совмещения и возможный путь к новому и более нравственному деловому успеху надо искать не у Карнеги в американских и европейских институтах, а в русском старинном обычае, сохраненном староверами? Современный исследователь М. Рощин пишет: "Основой не только духовной, но и социально-хозяйственной деятельности старообрядчества всегда служил свободный самоуправляющийся приход. В условиях гонений и почти полного отсутствия даже у поповцев священства (был период в эпоху Николая I, когда на всю Россию у поповцев оставалось лишь трое действующих священников) миряне играли в жизни прихода ключевую роль. На их сознательности и преданности заветам старообрядчества держалась вся религиозно-общинная жизнь. Однако и хозяйственная жизнь старообрядцев, основанная на твердых трудовых принципах, проникнутая взаимовыручкой и корпоративной общностью, также в значительной степени питалась приходом. При этом необходимо помнить, что среди старообрядцев не было столь сильного расслоения, как среди православных новообрядцев, так как из-за своих религиозных убеждений они были практически исключены из дворянского сословия". Некогда один из депутатов Государственной Думы граф П. Уваров произнес следующую фразу: "Я должен засвидетельствовать пред высокой палатой, что когда вы проезжаете где-нибудь в деревне, далекой, глухой, и вы видите хорошие дома, богатые постройки, людей не-пьяных, занятых работой, людей нравственных и трезвых, вы всегда можете сказать вперед (спросите, и вам всегда скажут) это - старообрядцы". Вот именног такой способ отношения к труду и к жизни в идеале приведет к благосостоянию самой Церкви. Основа этого благосостояния – совсем не платы за требу, а возрождение старых русских форм социальной организации, прежде всего прихода, выродившегося в советские "десятки" и "двадцатки". Если "труд благой" с десятиной станет основой жизни людей, то люди с радостью станут поддерживать Церковь. Но и Церковь должна перестать быть "комбинатом культовых услуг", стать не "привилегированной частью общества", а ее духовным лидером. Духовенство должно показывать примеры духовного и гражданского мужества, жертвенности и самоотвержения, а не искать привилегий и вывешивать прейскуранты услуг. На Западе многие православные и католические священники трудятся в миру, работают, преподают, лечат… Мирянам же должно стать не просто "чадами" и "пасомыми", а активными тружениками и деятелями. Тогда вопрос о том, кто будет содержать попа, не встанет. Федор Конев, для "Портала-Credo.Ru" |