Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Альтернатива прейскуранту. Где искать лекарства от мздоимства в Церкви?


Современное российское общество не может не вызывать сложных чувств у верующего человека. Продажность, ложь, корыстность стали сущностными характеристиками современной России на всех уровнях. Христианский подход к политике все более клонится к своеобразной шизофрении: за стенами храма – ложь, взятки, продажность и безнравственность, а в стенах – благодать, бескорыстность и мир. Там надо вести себя безнравственно, а тут – наоборот. Так может считать человек не вхожий в церковную кассу.

Последние призывы Первоиерарха РПЦ МП к отказу от мздоимства и корыстолюбия в Церкви по своей интонации напоминают едва ли не пламенные пиетистские речи и проповеди Мартина Лютера против обмирщения Церкви. Да только надо ли искать примеры на Западе и отказываться от российского опыта? Ведь и в России была своя история борьбы против обмирщения Церкви и за истинное церковное благочестие.

Известный спор "осифлян" с "нестяжателями" в 16-м в. часто представляют именно в таком "пиетистском" смысле. В нем были и другие темы помимо монастырских землевладений. Но в истории он остался именно как борьба заволжских старцев против обмирщения Церкви, стремления ее к финансовой и политической самостоятельности за счет утраты духовного стержня. Сильная Церковь, вроде бы, должна быть и нравственной силой. Но оказалось не так. Грянула русская Смута, чреда государей поставила Церковь под государственный контроль, а петербургское государство потребовало от Церкви взамен за протекторат отказа от финансовой самостоятельности. Российские государи крушили монастырское землевладение, видя в нем клерикальную угрозу самому российскому государству.

Довольно нищая и вполне бесправная Московская Патриархия при большевиках уже не могла и думать о том, чтобы порадеть всерьез о финансовом благе Церкви. И лишь послеельцинская "тень конкордата" позволила господствующей Церкви вздохнуть посвободнее. Эта относительная свобода была интерпретирована многими священнослужителями в том смысле, что Церковь стала общественной корпорацией с широкими привилегиями. Развернулась "церковная коммерция", о которой писала "желтая" и прочая пресса, появились "бати-бизнессмены" и даже "бати-братки"… Что делать, какой у нас бизнес (криминальный), такие и его "мэны". Мало кто вспомнил о других возможностях…

Однако общество все же состоит из отдельных людей. Современный российский человек оказывается как бы между двух путей: западного "продирания к успеху любой ценой" и восточной опоры на общество (семью, связи, землячество, "блат"). Но где тут труд, какова его ценность? Происходит девальвация труда как такового, его низведение на уровень "средства разбогатеть". И эта порочная идея проникает и в церковную ограду. Только русская традиция созидательного труда как долга, обоснованного Писанием и Преданием, труда с которого платится десятина Церкви, остается в небрежении.

Народные древние традиции образования также основательно забыты. Немецкая метода, лежащая в основе наше современной системы народного просвещения, хотя и была несколько облагорожена русскими педагогами Ушинским, Водовозовым и другими, все же оказывается мало соответствующей запросам времени. Русский человек обучается по западным лекалам, что дает часто весьма сомнительный результат. И что удивительного в том, что попы, как и все прочие граждане, стремятся "получить ассигнации"?

Самое время вспомнить о том, как было поставлено дело в Древней Руси, а потом и у староверов. Исследовательница И.А. Кремлева пишет: "Расхожее мнение о темноте и косности старо-обрядчества опровергается и всей их жизнью в эмиграции, за пределами России. В чужих краях в тяжелых условиях они выживали благодаря традиционной общинной взаимопомощи. Их отличали грамотность, смекалка, творческий дар. В истории зарубежного старообрядчества много примеров освоения целинных земель и создания крупных земледельческих хозяйств. Используя многовековой опыт своих предков, они возводили фабрики и торговали".

Сейчас стали популярны методики и разного рода технологии достижения удачи в бизнесе, заимствованные из американского опыта. Люди поступают на курсы бизнеса, чтобы стать эффективными бизнесменами в западном смысле. Вот пример: по немецкому телевидению идет передача про успешных деловых людей. Ведущая говорит: "Представляете, среди верующих тоже встречаются адекватные и даже преуспевающие люди". Для России такие формулировки, быть может, резковаты, но смысл высказываний большинства бизнесменов сводится к тому, что глубокое христианство и современная деловая жизнь несовместимы. А что, если все же совместимы, просто никто не задумывался о том, что модель этого совмещения и возможный путь к новому и более нравственному деловому успеху надо искать не у Карнеги в американских и европейских институтах, а в русском старинном обычае, сохраненном староверами?

Современный исследователь М. Рощин пишет: "Основой не только духовной, но и социально-хозяйственной деятельности старообрядчества всегда служил свободный самоуправляющийся приход. В условиях гонений и почти полного отсутствия даже у поповцев священства (был период в эпоху Николая I, когда на всю Россию у поповцев оставалось лишь трое действующих священников) миряне играли в жизни прихода ключевую роль. На их сознательности и преданности заветам старообрядчества держалась вся религиозно-общинная жизнь. Однако и хозяйственная жизнь старообрядцев, основанная на твердых трудовых принципах, проникнутая взаимовыручкой и корпоративной общностью, также в значительной степени питалась приходом. При этом необходимо помнить, что среди старообрядцев не было столь сильного расслоения, как среди православных новообрядцев, так как из-за своих религиозных убеждений они были практически исключены из дворянского сословия".

Некогда один из депутатов Государственной Думы граф П. Уваров произнес следующую фразу: "Я должен засвидетельствовать пред высокой палатой, что когда вы проезжаете где-нибудь в деревне, далекой, глухой, и вы видите хорошие дома, богатые постройки, людей не-пьяных, занятых работой, людей нравственных и трезвых, вы всегда можете сказать вперед (спросите, и вам всегда скажут) это - старообрядцы". Вот именног такой способ отношения к труду и к жизни в идеале приведет к благосостоянию самой Церкви.

Основа этого благосостояния – совсем не платы за требу, а возрождение старых русских форм социальной организации, прежде всего прихода, выродившегося в советские "десятки" и "двадцатки". Если "труд благой" с десятиной станет основой жизни людей, то люди с радостью станут поддерживать Церковь. Но и Церковь должна перестать быть "комбинатом культовых услуг", стать не "привилегированной частью общества", а ее духовным лидером. Духовенство должно показывать примеры духовного и гражданского мужества, жертвенности и самоотвержения, а не искать привилегий и вывешивать прейскуранты услуг. На Западе многие православные и католические священники трудятся в миру, работают, преподают, лечат… Мирянам же должно стать не просто "чадами" и "пасомыми", а активными тружениками и деятелями. Тогда вопрос о том, кто будет содержать попа, не встанет.

Федор Конев,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования