Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Что такое "плохо"? О чем рекомендует заботиться "Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании"


Свершилось, говорят. Это о событии, которое согласно сообщению крупнейшего российского информационного агентства РИА "Новости", стало радостным для каждого правоверного христианина России. Свершилось сие недавно – 9 декабря сего года и называлось решением Межрелигиозного совета СНГ (МС СНГ).

По знаменательному поводу, как полагается, был дан банкет, точней ‑ фуршет. Потом прошла довольно скромная пресс-конференция, на которой представители "традиционных конфессий страны" и несколько бизнесменов со старательно изображаемой радостью на лицах, сообщили российским журналистам и немногочисленным представителям "вражеской" прессы о том, что отныне российский бизнес, в отличие от какого-либо иного, надежно застрахован. Цитируя митрополита Смоленского и Калиниградского Кирилла (Гундяева), решение МС СНГ представляется настолько серьезным новаторством, что может считаться "важным, сенсационным решением".

Надо сказать, что не одни лишь журналисты, которые были, разумеется, заранее в курсе дела, но и абсолютно все присутствующие в зале (кроме нервно хихикнувших откуда-то из задних рядов женщин), отреагировали на перл талантливого оратора от РПЦ МП глухим молчанием. То есть, ни звука… И я тоже. Потому что мысли всякие в голову неправославные полезли…

"Да о чем ты говоришь-то? – спросит тот, кто не "в курсе". – Что "свершилось-то?"

А свершилось и на самом деле событие беспрецедентное, не имевшее аналогов до сей поры не только во всемирной, но и в богатой казусами современной истории. Вышеназванный МС СНГ с чувством глубокого удовлетворения принял "Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании", адресованный бизнесменам России и стран СНГ. В смысле, МС СНГ сделал для них контекстный вариант известного всем с детства стихотворения классика советской поэзии В.В. Маяковского "Что такое хорошо, и что такое плохо" ("Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха…". Только, в отличие от хрестоматийного стишка, никто такого вопроса МС СНГ не задавал...)

Что за чепуха?! – будет продолжать недоумевать непосвященный. Какой "свод", когда и так ясно, что обманывать, извините, нехорошо. И для подобных "грехов", а особливо "в особо крупных размерах", существуют предусмотренные законом и моралью бизнес-сообщества вполне конкретные и очень даже нешуточные санкции? Да и, вообще – что за "свод": показали бы, хоть?"

Так, в том-то и дело! Можно, конечно, почитать его текст на сайте Московской патриархии, от имени которой, между прочим, и высказывался митрополит Кирилл. Но это только для тех, кто о тексте заранее знал. И кто не пропустил его принятие еще на VIII Всемирном русском народном соборе в феврале 2004 года. А по соборам подобным, понятно, ходят исключительно заинтересованные в них люди – чиновные функционеры, националисты, религиозные фундаменталисты и сатирики. То есть, нормальные граждане, посещающие, к примеру, драматические театры, а в силу религиозных убеждений, свои религиозные общины, там появляются, разве что, у вешалки – и то только в качестве гардеробщиков.

Кстати, касательно уже самого факта принятия документа, замечены некоторые странности. Например, тот же митрополит Кирилл выразил сожаление, что пусть "свод" и открыт для присоединения, но присоединяться отчего-то ‑ желающих пока нет. Хотя, конечно, митрополит никого не намерен "принуждать или осуждать за отношение к этому документу", понимая, вероятно, как человек просвещенный, чего стоит сей опус. Но, тогда совершенно непонятно, зачем было его принимать – ведь, так?

Ну, хорошо, намерен один из подписантов-принимантов предсовета муфтиев России хазрат Саубянов "довести это решение до бизнес-сообщества". Ну, даже, довел уже. И?

Нет, явно что-то тут то не так ‑ то ли с самим документом, то ли с нашей общей "пятой конечностью". Поэтому, давайте сделаем мы самую простую и понятную любому вещь: почитаем документ, присмотримся чуть внимательней хотя бы к некоторым его позициям. Ну, а там – сами, худо бедно, как говорил еще протопоп Аввакум, "своим умишком" и дойдем.

Итак, для незнакомых с этим эпохальным явлением (а знакомым – напоминая), позволю себе поделиться сначала собственным впечатлением. Тем более, что каждый из нас, хочет он того или нет, всегда исходит из своего мнения и говорит с полным на то основанием только от своего лица.

Когда я еще в конце той зимы предложил прочитать текст "свода" одному своему знакомому историку ‑ человеку солидному, умудренному жизненным опытом и повидавшему на своем веку немало, ‑ то он сначала долго и старательно читал первый листок распечатки, потому отвернул второй, нервно третий, и спросил меня с какой-то обидой: "Это мистификация такая? Не смешно…". Я заверил его, что перед ним самый, что ни на есть серьезный документ, и что подписан он …я назвал несколько имен. Что принят он на Всемирном русском соборе… "Ну, с этого бы и начинал, ‑ опять обиделся мой собеседник. - У меня, что, других интересов нет, чтобы эти басни обдумывать?".

Мое мнение, в общем-то, полностью совпадало с тем, что сказал он. Поэтому, про тогда еще проект мы благополучно забыли, сочтя это событие одним из недоразумений очередного российского национал-патриотического форума. И до последних дней я был уверен, что никогда больше о "своде" всерьез не услышу – ну, может быть, пошутит кто-то, вспомнив к слову этот курьез…

Ну, а теперь – комментировать, так комментировать. Поэтому предлагаю читателю, не прикасавшемуся еще к "сводной" деятельности нашей главной духовной сокровищницы традиционных религий России обратиться непосредственно хотя бы к некоторым, приведенным "навскидку" выдержкам из текста.

Раздел 1

"Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны".

"Вот почему нельзя пренебрегать ни духовным идеалом, ни стремлением к материальному благу, ни своими жизненными интересами, ни пользой ближнего и общества. <...>

Помня это, мы должны создавать такой экономический уклад, который поможет гармонично реализовывать как духовные устремления, так и материальные интересы личности и общества. Этой гармонизации, как показывает исторический опыт, содействуют правила, основанные на библейских принципах".

Нельзя не заметить, что той же моралью проникнуты, детские рассказы большинства великих русских писателей – Толстого, Короленко, Аксакова и др., из которых понятно, что жизнь человеческая с самого начала требует честного и заинтересованного труда. Но не хлебом единым мы сыты, поэтому надобно еще и учиться, не чураясь при этом ни поэзии, ни математики. Что есть у нас среди прочих и такие учителя, как наши пращуры – светлые русские подвижники, русские герои. То есть, проще говоря, надо не просто топором по бревну махать, но и не уставать учиться, как это делать с толком. А, кроме того, не забывать, что есть у нас вера, есть традиция, что у каждого есть честь и совесть. И зачем это надо было переводить с языка российской культуры на казенный, честное слово, – непонятно. Может, для убогих умом? Но, извините, в российском бизнесе таких сегодня найти трудно.

Раздел 2

"Богатство - не самоцель. Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа. Культ богатства и нравственность в человеке несовместимы. <...>

Стяжание богатства ради богатства заведет в тупик и личность, и дело, и национальную экономику. Богатство - само по себе не благословение и не наказание. Это, прежде всего, испытание и ответственность<...>.

Для нравственного человека собственность есть не только средство извлечения выгоды, но и средство служения идеалам добра и справедливости".

В переводе с канцелярита на нормальный человеческий язык, это звучало бы так: "Все, что ты можешь иметь от трудов праведных, должно употребляться во благо – близким и ближним, служить развитию твоего дела, оставить добрый след на земле"… То есть, опять же отверженный когда-то былой церковной машиной Лев Николаевич…

"Собственность дает максимальную отдачу именно тогда, когда она употребляется эффективно, а плоды ее использования распределяются справедливо и ответственно, "вкладываются" в социальную стабильность. Если человек созидает материальные блага исключительно для себя, своей семьи, своей социальной группы, при этом, пренебрегая интересами других, - он преступает нравственный закон и многое теряет в экономическом смысле".

Здесь, как видно, о рынке. Причем, с традиционной точки зрения "марксова "Капитала". То есть, о более высокой эффективности пусть даже самых примитивных рыночных отношений перед замкнутостью архаичного натурального хозяйства. Но в этом деле не столько митрополиты с муллами специалисты, сколько сами бизнесмены, которые с открытия для себя подобных истин наверняка начитали еще в подростковом возрасте. И эти "добрые поучения" сегодня их скорее обидели бы, нежели привлекли.

"Чем больше собственность, тем значительней власть человека над другими людьми. Поэтому использование собственности в хозяйствовании не должно носить узко-эгоистический характер, противоречить общему интересу <...>.
Благосостояние добросовестных предпринимателей и тружеников должно соответствовать их трудовому вкладу, быть следствием создания, рачительного использования и приумножения ими общественно полезных благ".

Так, даже в воровском мире, живущем не по закону, а "по понятиям", любому известно, что если воруешь – делись: выгодней будет. Тем более, что говорить о серьезном и честном производстве, где главным интересом разумного руководителя всегда будет оставаться проблема заинтересовать в первую очередь работников. Не зная этого, не только бизнеса не сделаешь, но и дома-то атмосферы не наладишь.

"Дело - настоящее, захватывающее целиком, - вот богатство предпринимателя. Отсутствие культа денег раскрепощает человека, делает его внутренне свободным. Бедность или богатство человека сами по себе не говорят о его нравственности или аморальности. Бедный, растрачивающий свои способности без пользы или употребляющий их только в корыстных целях, не менее безнравственен, чем богатый, который отказывается жертвовать часть дохода на общественные нужды".

Интересно, есть ли – в России, в Африке ‑ хоть один более-менее успешный и нормальный при этом психически бизнесмен, который не заинтересован в собственном деле, а ворует сам у себя на табак? По-моему, тут совсем уже смешно получается: известный на весь мир "табачно-алкогольный" владыка Кирилл приложил руку к документу, прямо говорящему именно ему "ай-яй-яй" в первую очередь: известно же, как использовались гуманитарные грузы в пользу россиян этим очень талантливым бизнесменом.

Раздел 3

"Честность и профессионализм в отношениях с клиентом и деловым партнером завоевывают доверие и укрепляют экономическое положение предприятия, в то время как "нечестная игра" обрекает его на неизбежный крах".

Без комментариев….

"Соблюдение устных и письменных договоренностей служит основой гармоничных отношений в экономике. Напротив, невыполнение обязательств приводит к снижению авторитета делового сословия, да и авторитета всей страны. Общество должно порицать подобное поведение. Формы порицания могут быть разнообразными (отказ в личном общении, публичный бойкот, исключение из профессиональных сообществ)".

Без комментариев…

"Государство призвано принимать законы, поддерживающие и развивающие культуру исполнения обязательств. При этом оно само должно быть примером такой культуры, особенно в сфере экономики и управления, в области выполнения политических обещаний. Важнейшая функция государства заключается в эффективном контроле над соблюдением договоренностей".

См. Конституцию РФ, соответствующие каждой отдельной позиции кодексы Российского законодательства – Уголовный, Административный, Гражданский и комментарии к ним.

Раздел 7

"Политическая власть и власть экономическая должны быть разделены. Участие бизнеса в политике, его воздействие на общественное мнение может быть только прозрачным и открытым".

Мда... Здесь накладочка вышла: Ходорковский, вот, все финансовые операции сделал прозрачными. Таки, и где он?

"Частные СМИ должны откровенно говорить об источниках, размерах и расходовании своих средств. Производственные и предпринимательские структуры, полностью или частично принадлежащие государству, не должны делать политических предпочтений".

И тут снова – накладочка: где наши смелые газеты "Сегодня" и "Общая"? Где ТВ-6, где НТВ? Где программы "Намедни" и, хотя бы, "храбрые зверушки" Хрюн и Степан? Да, мало ли их таких еще по стране – это только заинтересованным журналистам да спецслужбам известно…

В принципе, на тему "свода", как памятника этнического "православно-шариатского" права можно было бы писать диссертацию. Поэтому, не мучая больше читателя своими дилетантскими впечатлениями, отсылаю его непосредственно к тексту, опубликованному в Рунете по адресу http://www.mospat.ru , где он сумеет получить не только несказанное наслаждение от прочтения этого, несомненно правильного, с точки зрения концепции начального образования повествования, но и немало поводов задуматься…

Однако в заключение не удержусь все же от маленького резюме:

в жизни с нами происходит немало интересного. Мы делаем ошибки и глупости. Сознательно и бессознательно грешим. Время от времени нам удается даже сделать что-то явно умное и полезное. Но, при этом, нормальные люди стараются не потерять того, что полностью в их воле – способности к ощущению совести и стремления сохранить чувство собственного достоинства. Это одинаково свойственно и очень богатому бизнесмену, и обделенному успехом, относительно честному бродяге.

Так вот, никто из них сознательно ни совестью, ни достоинством – сиречь, честью, ‑ никогда не поступается. Этот пункт и есть самая серьезная позиция, по которой данный документ и "фанфары" на его принятие вызывают не просто недоумение, а откровенную растерянность:

"Ну неужели "вы там наверху" считаете нас тут, грешных, настолько ущербными и извращенными, что нам не станет за вас же совестно?"

Михаил Ситников, для "Портала–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования