Этот попавший в СМИ документ, создан, если верить имеющейся информации, в недрах ЦК Компартии Китая (КПК) (http://www.persecution.net/). Он призывает к усилению пропаганды марксистского атеизма как альтернативы "религиозной пропаганде, способствующей вестернизации и распаду страны", и выглядит в контексте современности, мягко говоря, нелогично. Воспринимается как некая "китайская грамота", абсолютно c первого взгляда непонятная. Впрочем, попробуем поискать в этом малопонятном факте некую логику и связь со всей предшествующей политикой Китая в отношении религии. Если религии "способствуют вестернизации и развалу страны", то, значит, речь идет, в первую очередь, о "чужеземных" религиях (тибетском буддизме, христианстве, исламе), которые, надо сказать, уже давно являются бельмом на глазу у пекинского руководства и к которым в Поднебесной традиционно навязывается определенно отрицательное отношение. Только это антитеза отнюдь не мировоззренческая - "религия - атеизм", - а больше национально- (националистически-) -политическая: "наши" - "не наши". Еще недавно в этом вопросе наметились, казалось бы, позитивные тенденции. Далай-лама дал понять, что он не посягает на территориальную целостность КНР, да и со стороны пекинского руководства была готовность к компромиссу... Сейчас тональность изменилась, причем не в лучшую сторону. Совершенно нелогичным для страны, стремящейся к интеграции в мировую экономику, позиционирующей свою политику как прагматизм, выглядит такое, совершенно непрагматическое, решение (или, по крайней мере, проект его). Во всем мире, даже в немногочисленных коммунистических державах, провозглашается, хотя бы формально, свобода совести, но никогда речь не идет о навязывании атеизма. Это какой-то рецидив начала 30-х годов из Советской России. В документе, кстати, помимо прочего предлагается озаботиться физической и духовной культурой китайских граждан. Благое намерение! Только как в китайских условиях оно может быть выполнено без религиозной составляющей? Традиционная китайская гимнастика цигун связана с буддийско-конфуцианской культурой, а, например, обучение боевым искусствам, в том числе и военнослужащих армии Китая, проходят в монастыре дзен (чань) буддистов Шаолинь. Итак, если внешней логики и пресловутого китайского прагматизма в этом документе и в самом факте его появления нет, то рискну высказать два предположения о подлинных целях и причинах его запуска в оборот. Первая - это медийная "липа", невесть кем сочиненная, гуляющая по сети и способствующая подъему рейтингов ресурсов, специализирующихся на религиозной и смежной тематике. Второе - документ подлинный, но тогда он ставит под сомнение то, что в китайской компартии возобладала тенденция к смене и омоложению кадров. Появление подобного шедевра цековской мысли может говорить только об одном: в КПК еще работают и процветают ортодоксы, "герои вчерашнего дня", и они еще весьма влиятельны. А значит, на пути развития одной из ведущих держав мира будут ставиться номенклатурно-бюрократические препоны. И это не очень позитивное обстоятельство не только для КНР, но и для всего остального мира, казалось, уже расставшегося с тоталитарным наследием века двадцатого. Валерий Емельянов, для "Портала-Credo.Ru" |