Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Правила полиоркетики. Вся правда о фобиях и статусах


Сформулировать претензии христианства к современному секулярному миру – заветная, я бы даже сказал, золотая мечта большинства христианских конфессий. Для этого есть только одно препятствие. Формулируя претензии и говоря, что этот мир мешает христинаству, он катится в пропасть, увлекая за собой христиан, его нравственные и эстетические ориентиры ложны и вредны, христианские критики модернизма и современной цивилизации стремились сразу противопоставить свою "средневековую" или "либеральную" точку зрения, не вдаваясь особенно в критические подробности.

Причина тому одна – христиане за вековую историю христианской цивилизации настолько прочно срослись с политическими структурами и усвоили разные тактики приспособления при сохранении единой "политической" стратегии, что критика государств и общества в целом выглядит несколько непоследовательно и несерьезно. По этой самой причине брюзжание церковников и прелатов по поводу нравов и мира вообще видится стремлением "захватить" весь мир в свою организацию и заставить всех играть по своим узкоспецифическим и несовременным правилам. Справедливости ради надо сказать, что планы христианства именно таковы, однако формулируются они на возвышенном "миссионерском" языке.

А брюзжание на мир и цивилизацию – как раз признак того, что христианство утратило наступательный миссионерский дух и перешло в глухую оборону. У осадной обороны только два исхода – либо осажденные пересидят осаждающих, а те перемрут или уйдут, либо придет помощь и осажденным придется прорываться с боем. Такие правила у полиоркетики – науки об осаждении городов.

К чему это все? А вот к чему: Ватикан обвиняет Евросоюз и современный мир вообще ни много, ни мало – в "христианофобии". Ощество привыкло слышать подобные претензии из уст миноритарных конфессий. Вот, например, в Бугуруслане на Оренбуржье местные милиционеры вместо того, чтобы укутывать в пуховые платки местной выделки собственных гражданок, решил разобраться с "шахидками-ваххабитками", что они там носят, "куды ходют" и что изучают в сових "воскресных школах".

Тут впору и возгласить: вот она, глаголемая исламофобия! Беда в том, что с точки зрения мирского обывателя, религия – частное дело каждого, пока… начальство не затребует от "религийных" каких-то действий. Скажем, поддержки на выборах. Или участия в коммунисти…, простите, в"православии-стическом" субботнике (восресники нынче все отменены – даже магометанам грех работать в святой день христиан).

Существует ли такое притеснение христиан, что его можно назвать "христианофобией"? Допустим, в каком-то там Восточном Тиморе или даже в Китае (где притесняют католиков, верных Святому Престолу) или, на худой конец, в России, где ретивый чиновник может, не разобравшись, лишить визы какого-нибудь "заезжего миссионера" или "папёжного епископа" или, перепутав Свидетелей Иеговы с баптистами, запретить последним строить молитвенный дом… Но речь-то в Ватикане ведут о благополучной Европе и Новом Свете, где христианские ценности изгоняют из политики!

И тут оказывается, что за криками о христианофобии скрывается банальная неспособность к миссии. Ну, не хотят чиновники принимать католика-комиссара, не хотят упоминать христианство в Конституции Европы – это их работа - "держать и не пущать". А на что изобретательность, активность миссионеров, в конце концов, если уж говорить цинично, – ну дайте там "на лапу" кому нужно. Святые мужи, отцы Церкви иногда так и поступали, например Кирилл Александрийский, когда ему надо было "продавить" нужный ему закон, почти опустошил епархиальную казну, совершая разные подарки и "благословения". И преуспел. У общества свои законы. И если уж можно было во времена православного царства, то почему нельзя сейчас? Мир-то, как вы сами говорите, "отпал", "катится" и прочее?

Победителей не судят, но победителем почему-то оказывается именно модернизированная либеральная общественная модель. А Церковь начинает наподобие мелких групп жаловаться на нехорошее к себе отношение. В качестве миссионерской альтернативы секуляному безверию была предложена совсем не традиционалистская христианская нравственная политика, а отдающая душком компромисса "аккомодация" с "аджорнаментом" и прочей либеральной бутафорией. Современный мир только посмеется таким противодействиям.

Разочарование в тактике приспособления с одной стороны и в надежде на скорый конец мира и возможность отсидеться "в церковной ограде" указуют на необходимость новой христианской политики. Не выдержанной в терминах "фобий" и "привилегий", а наступательной и миссионерской. Мощи великих святых, пропавшив в эпоху извращения идеи Крестовых походов, возвращают в Константинополь. Возможно, это и есть намек на необходимость нового Похода, но уже не с копьем, а со Священным Писанием наперевес?

Федор Конев,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования