Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Цветущая сложность контрреволюционной империи. Христианское предчувствие холодной войны


События на Украине, как бы они ни развивались в дальнейшем, переросли локальный уровень настолько, что поляризовали мир еще больше, чем даже события в Югославии 1999 года. Пожалуй, со времен падения Берлинской стены, это первое столь откровенное противостояние России и ее союзников, стратегических и тактических, с Западом в лице США и ЕС.

Уже не первую неделю западные газеты обсуждают перспективу морских баз НАТО по периметру Черного моря для страховки новых бархатных революций в Татарстане, Башкирии и даже в Карелии. А вчера, наконец, президент России, выступая в Индии, выступил с предупреждением анонимным "тем, кто", вопреки "Богом установленному" разнообразию мира, пытается навязать миру свою унитарную систему управления. Похоже, обмен дипломатическими любезностями состоялся.

Христиане пока что не привыкли к новому масштабу событий и к резкому повышению ставок в игре, которая прямо затрагивает их и как просто людей, и как христиан. Они по-прежнему больше пытаются сравнивать разные варианты бюрократий, которые борются в разных странах за власть, и пытаются оценить, которая из бюрократий будет к ним лучше относиться.

Это подход близорукий и пригодный только для мирной жизни, а совсем не для периодов глобальных конфронтаций. Сравнивать надо не те или иные бюрократии, не тех или иных чиновников, хотя бы и в чине президентов стран, а те варианты развития мира (именно мира, а не "одной отдельно взятой страны"), на которые объективно работает та или иная команда из числа борющихся за власть в каждой стране.

Пока что одни христиане (основная масса) отождествляют свои политические интересы с интересами своей церковной администрации, а другие (интеллигенция) разделяют демократические ценности, близкие своему социальному слою, независимо от веры и юрисдикции. Поэтому, например, на Украине большинство греко-католиков, протестантов и православных вне юрисдикции УПЦ МП — за Ющенко, большинство прихожан УПЦ МП — за Януковича, а в интеллигентном меньшинстве клириков и мирян УПЦ МП сильны симпатии к Ющенко, который для них психологически ближе, чем свое собственное церковное начальство.

Но христиане должны смотреть иначе: не на пользу своему социальному слою, не на пользу своей церковной бюрократии, а на пользу людей, которые в одних условиях будут более открыты, а в других — менее доступны для христианского воспитания.

Если даже гонимая сейчас какой-либо государственной бюрократией та или иная церковная организация сможет сказать свое слово, нужное ее верующим, потенциальным и актуальным, то она найдет способ заставить и госчиновников с собою считаться. А в нынешних условиях политических противостояний и кризисов было бы даже несерьезно бояться государственных репрессий на церковной почве. Попытки таких репрессий возможны, но маловероятны, и, главное, им легко противостоять, когда у государственной власти и без того много проблем, связанных с социальной напряженностью.

Поэтому, повторим, не надо бояться антипатий госчиновников, а надо думать о государстве в целом — том государстве, в котором, волею Божией, оказалась "странствующей" та или иная церковная организация (выражение из св. Климента Римского, мужа апостольского).

Действительно ли нам, христианам, лучше жить в буферной и сырьевой зоне между Западом и исламским миром, или нам все же нужны какие-то государственные образования, которые были бы в современном мире адекватными преемниками империй прошлого, Российской и Византийской?

До сих пор обсуждения подобных тем не выходили за рамки политических примитивов и комиксов в стиле нынешних русских монархистов. Но пора об этом задуматься всерьез.

В каком бы смысле ни говорили мы об империи, речь должна идти о какой-то идее, которая, будучи выше национальной, заставляет держаться вместе многочисленные и разнородные части. Когда-то такими идеями становились идеи религиозные, но в современной политике это доступно лишь ваххабитам (если не считать попыток представить под видом религиозного национальное).

Однако, мир изменился настолько, что такие идеи, которые по структуре своей не могли иметь политического значения раньше, теперь могут его получить. Ведь идеи, подобно словам, меняют значение в зависимости от контекста.

Такой идеей является "цветущая сложность" — если воспользоваться определением Константина Леонтьева. Применительно к политическому устройству мира простое утверждение такой идеи сегодня уже является весьма активной позицией сопротивления революционной волне "демократизации".

Идея сложности — в том числе, сложности и разнообразия социально-политического устройства — мира Божия еще не является христианской религиозной идеей, но она христианам близка. До сих пор она была автоматическим следствием всех тех социальных преобразований, которые осуществлялись христианами для пользы христианства. Она была и в основе устройства всех христианских империй.

Идея "цветущей сложности" остается нам близка и сегодня, когда эта идея стала по-настоящему "контрреволюционной" — в лучшем, леонтьевском смысле этого слова.

Цветущая сложность — это идея мировой контрреволюционной империи.

В современном мире информационных технологий не очень важны государственные границы, и не наше дело вмешиваться в работу политиков, которым и следует находить оптимальные структуры современных государственных образований. Вероятно, само понятие "государство" переживает в нашу эпоху весьма радикальные трансформации. А мы, не будучи политиками, можем позволить себе роскошь употреблять политические термины метафорически. И поэтому "контрреволюционная империя" — это вполне законное выражение для нашей интуиции того, что мы можем противопоставить захлестывающей весь мир волне "демократизирующих" революций.

Да, между христианами существует много противоречий и разделений. Их еще больше между христианами и другими людьми, которые сочувствуют тем же самым идеям цветущей сложности. Но эти противоречия мы можем обсудить и в своем узком кругу, а перед лицом внешней опасности никаких противоречий быть не должно.

В мире происходит такой раскол, опасность которого мы не в состоянии оценить вполне, но главные выводы должны сделать уже сейчас. Первый из них — осторожность: нам, верующим людям, пора прекратить иногда слишком бурные выяснения отношений и резко повысить градус взаимной терпимости. Второй — постараться начать работать вместе: вместе друг с другом и вместе со всеми, кому дороги наши идеи.

Иеромонах Григорий,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования