Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Суета вокруг мазхабов. Влиятельная общественная организация в Татарии предлагает бороться с "ваххабизмом" "ваххабитскими" же методами


В Казани в последнюю неделю ноября 2004 года прошел съезд влиятельной религиозно-просветительской организации "Иман" (Вера). Судя по сообщениям канала Ислам.ру, пришедшими буквально в последние дни, на съезде были обсуждены и приняты резолюции по такой тематике, как неуважение со стороны "ваххабитов" к татарской духовности и культуре и об угрозе в России ханифитскому мазхабу, его вымыванию из исламской практики.

На съезде, где были не только представители "религиозной общественности", но также и интеллектуалы из академических кругов (часто по совместительству являющимися и советниками руководства республики), даже предложили запретить работать в религиозных структурах республики представителям других мазхабов, кроме ханифитского.

Сначала - маленькая справка, необходимая для понимания сути проблемы. В исламе (суннитском) существует сегодня четыре школы богословско-правового характера (мазхабы), названные по именам имамов – их основателей: ханифитский (от имама Абу Ханифы), шафиитский (от имама аш-Шафии), маликитский (от имама Малика ибн Анаса) и ханбалитский(от имени имама Ахмада Ханбала). Достигнуто соглашение о взаимном признании истинности всех этих четырех мазхабов, существующих со времен раннего средневековья и различающихся, прежде всего, в частностях этико-правового характера. На территории России большинство мусульман-тюрок – ханифиты. Представители народов Северного Кавказа относятся к шафиитскому мазхабу. Но в принципе, никогда критерий "мазхабности" не служил и не устанавливался в качестве некоего фактора, определяющего некое разделение.

Межмазхабные различия даже на личностном уровне легко преодолимы. Как-то пришлось спросить одного мусульманина: "По мазхабу, которого ты придерживаешься, соприкосновение с женщиной означает нарушение ритуальной чистоты. Как же ты поступаешь, когда стоишь в переполненном транспорте?" Он ответил: "Я делаю внутреннее намерение на переход на время поездки в другой мазхаб, где такое соприкосновение не считается нарушением чистоты. А, выйдя из транспорта, вновь возвращаюсь в свой мазхаб".

Говоря о факторе мазхаба в исламе, нужно заметить, что несмотря на всю его важность – это все-таки частность. И думается, что, пытаясь решать какую-то проблему, возникшую перед мусульманским сообществом в целом, следует решать ее в контексте ислама в целом, а не частностей его вероучения. Иначе можно подойти к очень жестким разделениям между мусульманами, о которых в свое время предупреждал пророк Мухаммад. В мечеть любого российского города сейчас ходят не только ханифиты, но и шафииты, представители других мазхабов, волею судеб живущие сегодня на заснеженных просторах России ...

Татарстан известен тем, что в этой республике активно и с поддержки властей активно пытаются культивировать либеральные формы вероучительной и социальной практики мусульманской религии. С одной стороны, это происходит с целью борьбы с псевдоисламским экстремизмом, с другой - в связи с оглядкой на Турцию, которая для большинства тюркских народов является "эталонным обществом". В принципе развитие "либеральной" тенденции в исламе понятно, приемлемо и во многом приветствуется. Хотя имеются и спорные моменты.

Но также в последнее время у такого "либерального" подхода, который у нас воплощен именно татарской духовно-национальной традицией, стала заметна и обратная, "теневая сторона". Именно от муфтия Татарстана Гусман-хазрат Исхакова не так давно мы услышали сентенцию о том, что русским следует не дозволять переходить в ислам, ибо Иван, ставший Али или Абдуллой в одночасье станет экстремистом или пресловутым "ваххабитом". Таким образом, на высоком уровне озвучиваются мысли, которые часто приходится слышать от верующих-татар, причем не только рядовых: "Зачем вы к нам пришли, это наша, татарская вера. А совсем недавно пришлось услышать от представителя интеллигенции: "Мы не доверяем русским и представителям других религий Единобожия, перешедшим в ислам. Они явно делают это не с духовными целями".

Таким образом, татарстанский мусульманский "либерализм" может очень даже выступить в ипостаси активного тюрко-мусульманского национализма. Это неприятно, но где-то может быть и понятно, учитывая непростой опыт общения в истории русского и татарского народов. Но вот с крутых казанских берегов предлагается уже активно "обезопасить" себя от остальных мусульман, представителей других богословских школ.

Как известно, одной из характерных черт пресловутого "ваххабизма" является стремление отказаться от принадлежности к мазхабам, встать над различиями между ними. Это совершенно не подходит, поскольку, таким образом, ломается механизм адаптации норм ислама к культуре, менталитету и обычаям отдельных народов. Но, с другой стороны, выделение только одного мазхаба, алармистское противопоставление его другим - это, знаете, из той же оперы, только с обратным знаком. Это "мзибаххав" какой-то получается!

Звучит и выглядит бессмысленно и нелепо.

Иван Нелюбов, для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования