В Казани в последнюю неделю ноября 2004 года прошел съезд влиятельной религиозно-просветительской организации "Иман" (Вера). Судя по сообщениям канала Ислам.ру, пришедшими буквально в последние дни, на съезде были обсуждены и приняты резолюции по такой тематике, как неуважение со стороны "ваххабитов" к татарской духовности и культуре и об угрозе в России ханифитскому мазхабу, его вымыванию из исламской практики. На съезде, где были не только представители "религиозной общественности", но также и интеллектуалы из академических кругов (часто по совместительству являющимися и советниками руководства республики), даже предложили запретить работать в религиозных структурах республики представителям других мазхабов, кроме ханифитского. Сначала - маленькая справка, необходимая для понимания сути проблемы. В исламе (суннитском) существует сегодня четыре школы богословско-правового характера (мазхабы), названные по именам имамов – их основателей: ханифитский (от имама Абу Ханифы), шафиитский (от имама аш-Шафии), маликитский (от имама Малика ибн Анаса) и ханбалитский(от имени имама Ахмада Ханбала). Достигнуто соглашение о взаимном признании истинности всех этих четырех мазхабов, существующих со времен раннего средневековья и различающихся, прежде всего, в частностях этико-правового характера. На территории России большинство мусульман-тюрок – ханифиты. Представители народов Северного Кавказа относятся к шафиитскому мазхабу. Но в принципе, никогда критерий "мазхабности" не служил и не устанавливался в качестве некоего фактора, определяющего некое разделение. Межмазхабные различия даже на личностном уровне легко преодолимы. Как-то пришлось спросить одного мусульманина: "По мазхабу, которого ты придерживаешься, соприкосновение с женщиной означает нарушение ритуальной чистоты. Как же ты поступаешь, когда стоишь в переполненном транспорте?" Он ответил: "Я делаю внутреннее намерение на переход на время поездки в другой мазхаб, где такое соприкосновение не считается нарушением чистоты. А, выйдя из транспорта, вновь возвращаюсь в свой мазхаб". Говоря о факторе мазхаба в исламе, нужно заметить, что несмотря на всю его важность – это все-таки частность. И думается, что, пытаясь решать какую-то проблему, возникшую перед мусульманским сообществом в целом, следует решать ее в контексте ислама в целом, а не частностей его вероучения. Иначе можно подойти к очень жестким разделениям между мусульманами, о которых в свое время предупреждал пророк Мухаммад. В мечеть любого российского города сейчас ходят не только ханифиты, но и шафииты, представители других мазхабов, волею судеб живущие сегодня на заснеженных просторах России ... Татарстан известен тем, что в этой республике активно и с поддержки властей активно пытаются культивировать либеральные формы вероучительной и социальной практики мусульманской религии. С одной стороны, это происходит с целью борьбы с псевдоисламским экстремизмом, с другой - в связи с оглядкой на Турцию, которая для большинства тюркских народов является "эталонным обществом". В принципе развитие "либеральной" тенденции в исламе понятно, приемлемо и во многом приветствуется. Хотя имеются и спорные моменты. Но также в последнее время у такого "либерального" подхода, который у нас воплощен именно татарской духовно-национальной традицией, стала заметна и обратная, "теневая сторона". Именно от муфтия Татарстана Гусман-хазрат Исхакова не так давно мы услышали сентенцию о том, что русским следует не дозволять переходить в ислам, ибо Иван, ставший Али или Абдуллой в одночасье станет экстремистом или пресловутым "ваххабитом". Таким образом, на высоком уровне озвучиваются мысли, которые часто приходится слышать от верующих-татар, причем не только рядовых: "Зачем вы к нам пришли, это наша, татарская вера. А совсем недавно пришлось услышать от представителя интеллигенции: "Мы не доверяем русским и представителям других религий Единобожия, перешедшим в ислам. Они явно делают это не с духовными целями". Таким образом, татарстанский мусульманский "либерализм" может очень даже выступить в ипостаси активного тюрко-мусульманского национализма. Это неприятно, но где-то может быть и понятно, учитывая непростой опыт общения в истории русского и татарского народов. Но вот с крутых казанских берегов предлагается уже активно "обезопасить" себя от остальных мусульман, представителей других богословских школ. Как известно, одной из характерных черт пресловутого "ваххабизма" является стремление отказаться от принадлежности к мазхабам, встать над различиями между ними. Это совершенно не подходит, поскольку, таким образом, ломается механизм адаптации норм ислама к культуре, менталитету и обычаям отдельных народов. Но, с другой стороны, выделение только одного мазхаба, алармистское противопоставление его другим - это, знаете, из той же оперы, только с обратным знаком. Это "мзибаххав" какой-то получается! Звучит и выглядит бессмысленно и нелепо. Иван Нелюбов, для "Портала-Credo.Ru" |