Несколько лет назад мне довелось довольно долго прожить в Иркутске - и самом городе, и по области поездить. Это была работа, но среди результатов ее оказались, конечно, и записи, которые превратились потом в публикации. Но речь сейчас только о тех из них - и о впечатлениях, конечно, - которые касались удивительной для нас религиозной атмосферы Восточной Сибири. Да, я такой и помню ее до сих пор, хотя события последних дней все несколько, я сказал бы, существенно омрачают... Дело в том, что такого рода взаимную терпимость между разноверцами, как в Сибири, я встречал до тех пор разве что в старом, еще советском, Баку. Между верующими существовала какая-то невидимая иным связь, паутинка заведомого взаимоуважения и со-чувствия, со-знания. К неверующему никогда не относились хуже: его - напротив - окружали, как неразумное дитя, особой заботой... Так вот ‑ то же самое, спустя десятилетия я встретил в Иркутске, на Ангаре, в Якутии, на Байкальском Ольхоне и много где еще. Как видно, эту особенную человеческую первозданность очень хорошо чуял ‑ я сознательно здесь так говорю ‑ чуял основатель самой первой Православной миссии, а затем и епархии епископ Иннокентий (Кульчицкий), который одним из первых реальных дел на иркутской земле сотворил открытие русско-мунгальской школы для детей при Вознесенском монастыре Иркутска. Заметьте, не антишаманскую или антибуддийскую школу, а детскую образовательную. Именно еп. Иннокентий привез в Иркутск самые первые книги разнообразного содержания ‑ кое-что из книг и рукописей сохранилось в фонде Зональной б-ки Иркутского госуниверситета (ИГУ) и до сих пор. Он и сам оставил немало рукописей - собрание проповедей, подготовленных им для иркутской паствы. Кстати, о пастве из "нерусских": дети оставшихся не расстрелянными шаманов, да и просто местные аборигены до сих пор берегут память о Кени с Росы, который, по их словам, был добр и светел... Так же славен остался в памяти местного населения один из родившихся уже здесь православных просветителей ‑ иркутский семинарист Иоанн Вениаминов. Он добирался аж до Аляски и Алеутов, составил грамматику алеутско-лисьевского языка. Потом, правда, уехал по научным заботам в Америку, но, вернувшись в Россию, стал не абы кем, а Митрополитом Московским и Коломенским. Но... это все в прошлом. Так зарекомендовало себя Российское Православие в Сибири когда-то давно - Иннокентий жил еще в ХVIII, а Иоанн - в XIX веках. А теперь, братцы мои, времена настали не те. Даже, если не вспоминать про "экспроприатиров", а попросту грабителей-большевиков, то все равно не так уж и веселые. А не славные – так уж, наверняка! Теперь в Иркутске и области, вместо ВЧК будет, судя по всему, МКДБ. Если расшифровать, то сие прозвучит, как Межведомственная комиссия по духовной безопасности. Организовали ее совместно наши "ангелы-хранители" ‑ Иркутское ГУВД (все помнят, наверное, сколько шума было в газетах из-за издевательств над невинными в застенках этого города в 2000 г.) и Иркутская же епархия РПЦ МП. Надо сказать, что в сам "синедрион", где, так сказать, ручки к бумагам прикладывали, хотя званных было и немало, явились далеко не все. Из религиозных представителей прибыли только православные с католиками и лютеране с иудаистами. Зато из самой Москвы прилетели эмиссары Московской патриархии – зав. сектором взаимодействия с Вооруженными Силами о. Константин Татаринцев, а с ним полковник внутренней службы МВД в отставке и сотрудник миссионерского отдела РПЦ МП и один из главных сектоведов России о. Андрей Хвыля-Олинтер. Речь, разумеется, шла, в основном, о сектах. Причем, в ключе научного просветительства, потому что самих сектантов там, видимо, как-то не изыскали. В связи с этим г-н экс-полковник Хвыля-Олинтер рассказал собравшимся о том, что всего причин возникновения сект ‑ пять, из которых "самая безобидная – поиски истины". Среди остальных сектантов, кроме, разумеется, жуликов и сумасшедших, он особо выделил борьбу "иностранных государств против России". Интересно, он тоже имел в виду пресловутые гранты, которые, кстати, от фонда "Помощь церкви в беде" и сама Патриархия получает, или что-то другое – ракеты, например? В общем, слова словами, а документы в результате были подписаны. Ну и, наверное, в шкатулочку какую-то, извините, придавлены. Иными словами, со стороны Восточной Сибири мы нынче прикрыты, считай, надежно. Только от кого? И еще вопрос: кем? Михаил Ситников, для "Портала–Credo.Ru" |