Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Четвертое вместо седьмого. Дитям – хэллоуин, власти - церковное благословение, остальным – национальное единство по постелям


Уже во времена брежневского застоя главные государственные праздники 1 мая и 7 ноября - с их непременными идеологическими "массовками верности" стоящим на трибунах дряхлеющим вождям под алыми полотнищами - постепенно утрачивали привкус публичности и, как следствие, серьёзности. Необязательные демонстрации трудящихся два раза в год, а салат "оливье" (как вариант селёдочка) под водочку с задушевными разговорами за жизнь в начале долгой зимы да шашлычные пикники с первыми удальскими купаниями в начале лета превратились в смысловую доминанту самых красных дней советского календаря. Каждый более или менее значимый праздник советско-русская народная фантазия трансформировала в аналог частного семейного дружеского Нового года со своими специфическими атрибутами, скажем, заедать горячительное крашеными яйцами и куличами на могилах близких на Пасху.

Таким образом, праздники для человека позднесоветской формации проходили под знаком напрочь лишённого следов идеологии и формальностей Нового года; этакий своеобразный "новый год круглый год". Что же до третьего по значимости идеологического праздника (дня торжества советской демократии) - 5 декабря, - незаметно для всех переместившийся в эпоху "развитого социализма" на 7 октября, то он так и остался непонятым никем, кроме, разве что, диссидентов.

Невзирая на аресты, упрямые правозащитники "первой волны" выходили в декабрьских сумерках к досоветскому ещё памятнику в центре Москвы, чтобы призвать, как и завещал первый поэт России, "милость к падшим" и напомнить властям про то, что не худо бы соблюдать свой же собственный основной закон. Короче, с днями демократии случилась прямо-таки оговорка по Фрейду:

Конституция есть, публичные формы проявления гражданственности отсутствуют. Собственно, откуда им было взяться?

Для власти, инициатора всех легитимных начинаний, символическое напоминание об основном законе - тоже палка о двух концах: начнёшь вызывать дух конституции, глядишь, не 30 а 300 человек выйдут на Пушкинскую площадь. Поэтому день конституции - лишний выходной день, позволяющий заняться бытовыми проблемами. Прошедшие с 1993 г. 11 лет в отношении почитания конституции, как народом, так и властями, мало что изменили, - не то, что жизнь вокруг. Плохо с чувством гражданственности (нет развитого гражданского общества), - безусловно, россияне не доверяют государству, - само собой, восприятие массовым сознанием демократии как чиновничьего произвола, - наверняка, 12 декабря дублирует летний День России – и это есть, в декабре - зима, – а куда без неё…

Но, главное, пожалуй, - в другом: постсоветская жизнь стала необычайно приватной, поэтому любая публичность уже воспринимается как организованный кем-то досуг: "Мы платим, - сделайте нам красиво!". Думаю, творцы "управляемой демократии" в России это, если и не понимали, то, по крайней мере, инстинктивно чувствовали. Как, впрочем, вероятно, они понимали/чувствовали и то, что коммунистические режимы в Восточной Европе – держались не только на одних советских штыках, но и на более высоком, чем в СССР уровне потребления, т.е. отлаженном быте и досуге.

Большинство крупных городов сегодняшней России с реальными бытовыми проблемами ещё не справилось (для этого как раз необходима самоорганизация граждан, - как способных что-то сделать, так и спросить с власти), а вот массовый сугубо потребительский досуг вошёл в жизнь вместе с новыми неформальными (приватно-дружескими) праздниками: днём святого Валентина по календарю Римско-католической Церкви и молодёжно-субкультурным Хэллоуином…

Но вот, в разгар кампании по укреплению "вертикали власти", некоммунистическая по большинству состава Госдума решила исправить доставшийся постсоветской России революционный календарь праздничных дат – консервативным, закрепляющим в сознании и поведении незыблемость общечеловеческих консервативных ценностей – семьи и собственности. "Конёк" парламентского большинства – надо дать родителям и детям возможность провести время в кругу близких. Инициатива так называемых "традиционных" конфессий, объединённых в Межконфессиональный совет России, о 4-м ноября как новой праздничной дате при изъятии из календаря другого красного дня – 7 ноября - пришлась как нельзя кстати. Заодно можно рассмотреть и предложения уважаемых конфессий.

Судя по активности 1-го телеканала, включившегося в пропаганду новых идей, дело идёт к тому, чтобы подготовить почву для нового начинания. Не получится сейчас, - например, взбрыкнут ветераны войны, можно будет вернуться к вопросу через год, два или три... Словом, ТV может, ТV может всё, что угодно… Ведь, как показали проведённые в последние полтора месяца социологические опросы, большинство россиян хоть и вполне устраивает 7 ноября в качестве выходного дня, но старый – советский - смысл даты практически не присутствует в сознании молодёжи и средних возрастов, тогда как новый – постсоветский (в качестве "примирения и согласия") – непонятен никому, - ни сторонникам коммунистических, ни приверженцам либеральных ценностей без возрастных различий.

У 4-го ноября есть серьёзные перспективы, если учесть общий характер нынешней российской политики в рамках концепции многополярного мира: ничего страшного, если кого-то из соседей дата не устроит, - да и историю не переделаешь. Но в этом случае прологом к "Дню народного единства" окажется и "западный", и "бесовский", но при этом лишённый идеологии, приватный, следовательно, любимый народом, - Хэллоуин, открывающий осенние школьные каникулы, при этом разрыв между Хэллоуином и общенациональным праздником сократится.

Что же до руководства РПЦ МП, то его вполне устраивает 4 ноября с маркировкой "светского праздника", на чём сейчас настаивают представители других "традиционных" конфессий. Ведь праздничный день можно будет заполнить чем угодно, например, сделать центральным пунктом ритуала нового "красного дня календаря" богослужения в честь Казанской Иконы Божией Матери с участием 1-х лиц всех уровней власти. Ну, а большинству населения чаемый нынешней политической элитой праздник оставляет роль теленаблюдателей: по нынешним антитеррористическим временам общение первых лиц с народом строго дозировано. Поэтому большинству россиян предстоит, лёжа в постелях, наблюдать за стоящим на клиросе начальством, внимающим иерархам. Получается занятное единство: дитям Хэллоуин, властям - церковное благословение, всем остальным – лишний выходной, когда не надо рано вставать. Приватный праздник пока не просматривается.

Михаил Жеребятьев
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования