Уже во времена брежневского застоя главные государственные праздники 1 мая и 7 ноября - с их непременными идеологическими "массовками верности" стоящим на трибунах дряхлеющим вождям под алыми полотнищами - постепенно утрачивали привкус публичности и, как следствие, серьёзности. Необязательные демонстрации трудящихся два раза в год, а салат "оливье" (как вариант селёдочка) под водочку с задушевными разговорами за жизнь в начале долгой зимы да шашлычные пикники с первыми удальскими купаниями в начале лета превратились в смысловую доминанту самых красных дней советского календаря. Каждый более или менее значимый праздник советско-русская народная фантазия трансформировала в аналог частного семейного дружеского Нового года со своими специфическими атрибутами, скажем, заедать горячительное крашеными яйцами и куличами на могилах близких на Пасху. Таким образом, праздники для человека позднесоветской формации проходили под знаком напрочь лишённого следов идеологии и формальностей Нового года; этакий своеобразный "новый год круглый год". Что же до третьего по значимости идеологического праздника (дня торжества советской демократии) - 5 декабря, - незаметно для всех переместившийся в эпоху "развитого социализма" на 7 октября, то он так и остался непонятым никем, кроме, разве что, диссидентов. Невзирая на аресты, упрямые правозащитники "первой волны" выходили в декабрьских сумерках к досоветскому ещё памятнику в центре Москвы, чтобы призвать, как и завещал первый поэт России, "милость к падшим" и напомнить властям про то, что не худо бы соблюдать свой же собственный основной закон. Короче, с днями демократии случилась прямо-таки оговорка по Фрейду: Конституция есть, публичные формы проявления гражданственности отсутствуют. Собственно, откуда им было взяться? Для власти, инициатора всех легитимных начинаний, символическое напоминание об основном законе - тоже палка о двух концах: начнёшь вызывать дух конституции, глядишь, не 30 а 300 человек выйдут на Пушкинскую площадь. Поэтому день конституции - лишний выходной день, позволяющий заняться бытовыми проблемами. Прошедшие с 1993 г. 11 лет в отношении почитания конституции, как народом, так и властями, мало что изменили, - не то, что жизнь вокруг. Плохо с чувством гражданственности (нет развитого гражданского общества), - безусловно, россияне не доверяют государству, - само собой, восприятие массовым сознанием демократии как чиновничьего произвола, - наверняка, 12 декабря дублирует летний День России – и это есть, в декабре - зима, – а куда без неё… Но, главное, пожалуй, - в другом: постсоветская жизнь стала необычайно приватной, поэтому любая публичность уже воспринимается как организованный кем-то досуг: "Мы платим, - сделайте нам красиво!". Думаю, творцы "управляемой демократии" в России это, если и не понимали, то, по крайней мере, инстинктивно чувствовали. Как, впрочем, вероятно, они понимали/чувствовали и то, что коммунистические режимы в Восточной Европе – держались не только на одних советских штыках, но и на более высоком, чем в СССР уровне потребления, т.е. отлаженном быте и досуге. Большинство крупных городов сегодняшней России с реальными бытовыми проблемами ещё не справилось (для этого как раз необходима самоорганизация граждан, - как способных что-то сделать, так и спросить с власти), а вот массовый сугубо потребительский досуг вошёл в жизнь вместе с новыми неформальными (приватно-дружескими) праздниками: днём святого Валентина по календарю Римско-католической Церкви и молодёжно-субкультурным Хэллоуином… Но вот, в разгар кампании по укреплению "вертикали власти", некоммунистическая по большинству состава Госдума решила исправить доставшийся постсоветской России революционный календарь праздничных дат – консервативным, закрепляющим в сознании и поведении незыблемость общечеловеческих консервативных ценностей – семьи и собственности. "Конёк" парламентского большинства – надо дать родителям и детям возможность провести время в кругу близких. Инициатива так называемых "традиционных" конфессий, объединённых в Межконфессиональный совет России, о 4-м ноября как новой праздничной дате при изъятии из календаря другого красного дня – 7 ноября - пришлась как нельзя кстати. Заодно можно рассмотреть и предложения уважаемых конфессий. Судя по активности 1-го телеканала, включившегося в пропаганду новых идей, дело идёт к тому, чтобы подготовить почву для нового начинания. Не получится сейчас, - например, взбрыкнут ветераны войны, можно будет вернуться к вопросу через год, два или три... Словом, ТV может, ТV может всё, что угодно… Ведь, как показали проведённые в последние полтора месяца социологические опросы, большинство россиян хоть и вполне устраивает 7 ноября в качестве выходного дня, но старый – советский - смысл даты практически не присутствует в сознании молодёжи и средних возрастов, тогда как новый – постсоветский (в качестве "примирения и согласия") – непонятен никому, - ни сторонникам коммунистических, ни приверженцам либеральных ценностей без возрастных различий. У 4-го ноября есть серьёзные перспективы, если учесть общий характер нынешней российской политики в рамках концепции многополярного мира: ничего страшного, если кого-то из соседей дата не устроит, - да и историю не переделаешь. Но в этом случае прологом к "Дню народного единства" окажется и "западный", и "бесовский", но при этом лишённый идеологии, приватный, следовательно, любимый народом, - Хэллоуин, открывающий осенние школьные каникулы, при этом разрыв между Хэллоуином и общенациональным праздником сократится. Что же до руководства РПЦ МП, то его вполне устраивает 4 ноября с маркировкой "светского праздника", на чём сейчас настаивают представители других "традиционных" конфессий. Ведь праздничный день можно будет заполнить чем угодно, например, сделать центральным пунктом ритуала нового "красного дня календаря" богослужения в честь Казанской Иконы Божией Матери с участием 1-х лиц всех уровней власти. Ну, а большинству населения чаемый нынешней политической элитой праздник оставляет роль теленаблюдателей: по нынешним антитеррористическим временам общение первых лиц с народом строго дозировано. Поэтому большинству россиян предстоит, лёжа в постелях, наблюдать за стоящим на клиросе начальством, внимающим иерархам. Получается занятное единство: дитям Хэллоуин, властям - церковное благословение, всем остальным – лишний выходной, когда не надо рано вставать. Приватный праздник пока не просматривается. Михаил Жеребятьев для "Портала-Credo.Ru" |