Прошедший 15 ноября в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя торжественный акт православной общественности под названием "С Сербией вместе", безусловно, не может не вызвать положительных чувств у любого православного христианина, да и просто религиозно мыслящего человека. Но, вместе с тем, у прошедшего события был очевиден ряд характерных черт, которые не делают подобные чувства полностью безусловными. Никто не спорит с тем, что восстановление разрушенных христианских святынь в Косово и Метохии и достройка кафедрального собора в Белграде – дело, что называется, святое. И как всякому святому делу, почему бы не найти ему отклик в сердцах всех верующих России? Почему бы подобной акции помощи не принять формы продолжительной и неформальной кампании? Однако в организации "Международный фонд единства православных народов", возглавляемой бывшим коммунистом, бывшим экспертом Комитета Верховного Совета РСФСР по связям с общественными и религиозными организациями, ныне же просто профессором и доктором философских наук Валерием Алексеевым, решили по-другому. Была организована помпезно-элитарная тусовка – нечто среднее между благотворительным концертом и благотворительным вечером – упакованная в православно-христианскую обертку. Мало того, представители приехавшей по этому случаю в Москву представители "государственно-церковной" делегации Сербии практически открыто давали понять, что они приехали в Москву за... деньгами, причем не только на благое дело восстановления храмов. Президент Сербии и Черногории Борис Тадич заявил, что он провел переговоры по вопросу развития отношений в сфере строительства с... министром по чрезвычайным ситуациям Сергеем Шойгу. Почему сербы решили иметь дело с не совсем профильным ведомством - ясно: МЧС и Шойгу лично участвовали в мероприятиях помощи во время обострений Косовского кризиса. А зарубежное строительство и, прежде всего, в бывшем СССР является едва ли не ведущей экспортной отраслью бывшей Югославии. Но для бизнеса также важны таможенные льготы и преференции. И, конечно, поэтому высокопоставленная делегация, прибывшая за средствами на храм, встречается также с бывшим председателем Таможенного комитета, а ныне просто депутатом и "другом Сербии" Валерием Драгановым. Не нужно быть высоколобым аналитиком для того, чтобы понять, что перед нами практически открытый классический случай международного пиара и лоббирования чисто экономических интересов одной отдельно взятой страны. И, может быть, это субъективно, но на уровне современного верующего вызывает очень негативные духовные эмоции, ощущение какой-то профанации церковной жизни. И почему-то, глядя на такую вот российско-сербскую "симфонию государства и Церкви", почему-то очень вспоминаются отдельные места из Нового завета. Те, в которых говорится о том, что "Божие – Богу, а кесарю – кесарево", а также те, где рассказывается об изгнании торгующих из храма. Нет, никто не отрицает необходимость защиты и поддержки экономических интересов, равно как и необходимости решения религиозно-церковных проблем. Только вот в православной традиции эти два начала надо некоторым образом разводить, а не жестко соединять между собой. А теперь попробуем поразмыслить над тем, насколько важно и нужно для России, с точки зрения прагматически понимаемых национальных интересов, активно преподносимая почему-то исключительно в клерикально-пропагандистском контексте, необходимость тесного, почти экстатического единения именно русских и сербов. Ведь на этих двух отнюдь не исчерпывается список "православных" народов, также, видимо, имеющих и свои болевые точки в религиозной сфере. С тех пор, как на рубеже XIX-XX веков на Балканах появились независимые государства, этот регион превратился в пороховую бочку Европы. И Сербия, традиционно стремившаяся здесь к гегемонии, играла роль фитиля в этой бочке. В свое время, используя политические интриги, придворные связи и, в значительно меньшей степени, конфессиональную общность, Белград сделал Россию своим союзником и гарантом интересов. Не в последнюю очередь, кстати, благодаря такому раскладу началась Первая мировая война. Причем вся дальнейшая история, вплоть до последнего времени, свидетельствует о том, что союз с Россией для Белграда не есть что-то принципиальное, укорененное как в политике, так и в общественном мнении. Достаточно вспомнить все зигзаги в советско-югославских отношениях во времена Сталина и Хрущева... Причем заметно, как только Москва становится нужной Белграду, происходит всплеск дружеско-объединительной риторики. В советское время главным символом этой риторики был социалистический интернационализм, ныне плавно перетекший в "православное единство". Потом, когда внешнеполитическая обстановка разряжается, прагматичный Белград поворачивает взоры на Запад. Кстати, на пресс-конференции президента Сербии и Черногории Б.Тадича, состоявшейся 16 ноября, на вопрос одного из сербских журналистов, как сочетается вдруг возникшее стремление еще теснее сотрудничать с Гаагским трибуналом и одновременно жестко звучащие требования к Западу по выполнению международных резолюций по Косово, Тадич ответил: "Как президент, я не могу ответить на этот вопрос. Но давайте отвечу как политический аналитик, побыв таковым эти несколько минут. Сегодня Запад - это 80% мировой экономической мощи и приблизительно такая же доля мирового военного потенциала. А доля Сербии по этому показателю вряд ли превысит одну сотую процента. Так что приходится учитывать это. Вот если бы Россия была "той" Россией...- так неопределенно-многозначительно закончил президент фразу. Второй момент. Сегодня Белград уже имеет далеко не то геополитическое и геоэкономическое значение, что полтора десятилетия назад. Нет влиятельного государства - титовской и посттитовской Югославии. Новообразванная на ее руинах, но все же единая Союзная Республика Югославия превратилась в очень хлипкую конфедерацию Сербии и Черногории, могущую также вот-вот развалиться: и Сербия, и Черногория проводят достаточно самостоятельную экономическую и политическую деятельность. С единством православных и славянских народов в регионе тоже не все гладко. Вполне возможно, что экклезиальные проблемы между Сербией и Черногорией существуют, но пока в скрытой форме. Зато известно, что Сербский патриархат находится в открытом противостоянии с церковными структурами на территории бывшей югославской Республики Македония. Здесь стремятся к созданию собственной автономной Церкви, что отнюдь не вызывает восторгов в Белграде. Возникает вопрос - насколько нам интересен такой "стратегический партнер"? И, наконец, еще один важный момент - это Косовская проблема, точнее ее клерикально-националистическое толкование. Ведь именно его пытаются навязать российскому общественному и политическому мнению, и прошедшее мероприятие стоит в ряду именно таких попыток. Безусловно, Косово - это горячая точка, где продолжается перманентная трагедия. Трагедия гуманитарная, трагедия духовная. Но особенность всех Балканских конфликтов, в том числе и Косовского, в том, что они не могут быть объективно и правомерно рассмотрены только с точки зрения одной стороны. Позиция и требования другой стороны, беспристрастно рассматриваемые, окажутся не менее обоснованными и справедливыми. Образно говоря, Косовская ситуация подходит под определение: "И ты прав, и ты прав..." Между тем достаточно прочитать красочно изданный русский перевод меморандума архиерейского собора Сербской Православной Церкви, чтобы заметить настойчивое привязывание истории Косова исключительно к православию, к сербскости, которая неотделима от первой. Желающие, кстати, могут ознакомиться с этим документом, получив его в представительстве Сербской Православной Церкви при храме Петра и Павла у Яузских ворот. Не будем его подробно здесь анализировать. Обратим внимание лишь на один красноречивый пассаж: "...никакого противостояния в средневековой Сербии между сербами и албанцами не было (эта проблема появится только после исламизации албанцев в XVII веке - курсив наш И.Н.), а имело место их совместное проживание и сотрудничество". Этот и ему подобные пассажи и определили общую тональность Меморандума, а значит, и позиции Сербской Православной Церкви. Если терроризм, то обязательно албанский, Косово - православная земля, а ислам не есть очень хорошо. Вот какие дела могут иногда вершиться под благостный звон колоколов храма Христа Спасителя... Иван Нелюбов, для "Портала-Credo.Ru" |