Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

"С Сербией вместе?!" Демонстрация "православного единства" как форма внешнеполитического пиара и международного лоббизма


Прошедший 15 ноября в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя торжественный акт православной общественности под названием "С Сербией вместе", безусловно, не может не вызвать положительных чувств у любого православного христианина, да и просто религиозно мыслящего человека. Но, вместе с тем, у прошедшего события был очевиден ряд характерных черт, которые не делают подобные чувства полностью безусловными.

Никто не спорит с тем, что восстановление разрушенных христианских святынь в Косово и Метохии и достройка кафедрального собора в Белграде – дело, что называется, святое. И как всякому святому делу, почему бы не найти ему отклик в сердцах всех верующих России? Почему бы подобной акции помощи не принять формы продолжительной и неформальной кампании?

Однако в организации "Международный фонд единства православных народов", возглавляемой бывшим коммунистом, бывшим экспертом Комитета Верховного Совета РСФСР по связям с общественными и религиозными организациями, ныне же просто профессором и доктором философских наук Валерием Алексеевым, решили по-другому. Была организована помпезно-элитарная тусовка – нечто среднее между благотворительным концертом и благотворительным вечером – упакованная в православно-христианскую обертку.

Мало того, представители приехавшей по этому случаю в Москву представители "государственно-церковной" делегации Сербии практически открыто давали понять, что они приехали в Москву за... деньгами, причем не только на благое дело восстановления храмов. Президент Сербии и Черногории Борис Тадич заявил, что он провел переговоры по вопросу развития отношений в сфере строительства с... министром по чрезвычайным ситуациям Сергеем Шойгу.

Почему сербы решили иметь дело с не совсем профильным ведомством - ясно: МЧС и Шойгу лично участвовали в мероприятиях помощи во время обострений Косовского кризиса. А зарубежное строительство и, прежде всего, в бывшем СССР является едва ли не ведущей экспортной отраслью бывшей Югославии. Но для бизнеса также важны таможенные льготы и преференции. И, конечно, поэтому высокопоставленная делегация, прибывшая за средствами на храм, встречается также с бывшим председателем Таможенного комитета, а ныне просто депутатом и "другом Сербии" Валерием Драгановым.

Не нужно быть высоколобым аналитиком для того, чтобы понять, что перед нами практически открытый классический случай международного пиара и лоббирования чисто экономических интересов одной отдельно взятой страны. И, может быть, это субъективно, но на уровне современного верующего вызывает очень негативные духовные эмоции, ощущение какой-то профанации церковной жизни. И почему-то, глядя на такую вот российско-сербскую "симфонию государства и Церкви", почему-то очень вспоминаются отдельные места из Нового завета. Те, в которых говорится о том, что "Божие – Богу, а кесарю – кесарево", а также те, где рассказывается об изгнании торгующих из храма. Нет, никто не отрицает необходимость защиты и поддержки экономических интересов, равно как и необходимости решения религиозно-церковных проблем. Только вот в православной традиции эти два начала надо некоторым образом разводить, а не жестко соединять между собой.

А теперь попробуем поразмыслить над тем, насколько важно и нужно для России, с точки зрения прагматически понимаемых национальных интересов, активно преподносимая почему-то исключительно в клерикально-пропагандистском контексте, необходимость тесного, почти экстатического единения именно русских и сербов. Ведь на этих двух отнюдь не исчерпывается список "православных" народов, также, видимо, имеющих и свои болевые точки в религиозной сфере.

С тех пор, как на рубеже XIX-XX веков на Балканах появились независимые государства, этот регион превратился в пороховую бочку Европы. И Сербия, традиционно стремившаяся здесь к гегемонии, играла роль фитиля в этой бочке. В свое время, используя политические интриги, придворные связи и, в значительно меньшей степени, конфессиональную общность, Белград сделал Россию своим союзником и гарантом интересов. Не в последнюю очередь, кстати, благодаря такому раскладу началась Первая мировая война. Причем вся дальнейшая история, вплоть до последнего времени, свидетельствует о том, что союз с Россией для Белграда не есть что-то принципиальное, укорененное как в политике, так и в общественном мнении. Достаточно вспомнить все зигзаги в советско-югославских отношениях во времена Сталина и Хрущева... Причем заметно, как только Москва становится нужной Белграду, происходит всплеск дружеско-объединительной риторики. В советское время главным символом этой риторики был социалистический интернационализм, ныне плавно перетекший в "православное единство". Потом, когда внешнеполитическая обстановка разряжается, прагматичный Белград поворачивает взоры на Запад. Кстати, на пресс-конференции президента Сербии и Черногории Б.Тадича, состоявшейся 16 ноября, на вопрос одного из сербских журналистов, как сочетается вдруг возникшее стремление еще теснее сотрудничать с Гаагским трибуналом и одновременно жестко звучащие требования к Западу по выполнению международных резолюций по Косово, Тадич ответил: "Как президент, я не могу ответить на этот вопрос. Но давайте отвечу как политический аналитик, побыв таковым эти несколько минут. Сегодня Запад - это 80% мировой экономической мощи и приблизительно такая же доля мирового военного потенциала. А доля Сербии по этому показателю вряд ли превысит одну сотую процента. Так что приходится учитывать это. Вот если бы Россия была "той" Россией...- так неопределенно-многозначительно закончил президент фразу.

Второй момент. Сегодня Белград уже имеет далеко не то геополитическое и геоэкономическое значение, что полтора десятилетия назад. Нет влиятельного государства - титовской и посттитовской Югославии. Новообразванная на ее руинах, но все же единая Союзная Республика Югославия превратилась в очень хлипкую конфедерацию Сербии и Черногории, могущую также вот-вот развалиться: и Сербия, и Черногория проводят достаточно самостоятельную экономическую и политическую деятельность.

С единством православных и славянских народов в регионе тоже не все гладко. Вполне возможно, что экклезиальные проблемы между Сербией и Черногорией существуют, но пока в скрытой форме. Зато известно, что Сербский патриархат находится в открытом противостоянии с церковными структурами на территории бывшей югославской Республики Македония. Здесь стремятся к созданию собственной автономной Церкви, что отнюдь не вызывает восторгов в Белграде. Возникает вопрос - насколько нам интересен такой "стратегический партнер"?

И, наконец, еще один важный момент - это Косовская проблема, точнее ее клерикально-националистическое толкование. Ведь именно его пытаются навязать российскому общественному и политическому мнению, и прошедшее мероприятие стоит в ряду именно таких попыток.

Безусловно, Косово - это горячая точка, где продолжается перманентная трагедия. Трагедия гуманитарная, трагедия духовная. Но особенность всех Балканских конфликтов, в том числе и Косовского, в том, что они не могут быть объективно и правомерно рассмотрены только с точки зрения одной стороны. Позиция и требования другой стороны, беспристрастно рассматриваемые, окажутся не менее обоснованными и справедливыми. Образно говоря, Косовская ситуация подходит под определение: "И ты прав, и ты прав..."

Между тем достаточно прочитать красочно изданный русский перевод меморандума архиерейского собора Сербской Православной Церкви, чтобы заметить настойчивое привязывание истории Косова исключительно к православию, к сербскости, которая неотделима от первой. Желающие, кстати, могут ознакомиться с этим документом, получив его в представительстве Сербской Православной Церкви при храме Петра и Павла у Яузских ворот. Не будем его подробно здесь анализировать. Обратим внимание лишь на один красноречивый пассаж: "...никакого противостояния в средневековой Сербии между сербами и албанцами не было (эта проблема появится только после исламизации албанцев в XVII веке - курсив наш И.Н.), а имело место их совместное проживание и сотрудничество". Этот и ему подобные пассажи и определили общую тональность Меморандума, а значит, и позиции Сербской Православной Церкви. Если терроризм, то обязательно албанский, Косово - православная земля, а ислам не есть очень хорошо.

Вот какие дела могут иногда вершиться под благостный звон колоколов храма Христа Спасителя...

Иван Нелюбов, для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования