Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Жизнь и смерть Ясира Арафата. Кого похоронили сегодня по исламскому обряду в Рамалле?


Итак, тело Ясира Арафата, бессменного борца за освобождение Палестины, воителя Первой и Второй интифады, первого главы Палестинской автономии, предано, наконец,  земле. Информационные агентства поторопились уточнить, что похороны Арафата произошли по исламскому обычаю. Это упоминание, казалось бы, несущественное, тем не менее, расставляет акценты в довольно сложной партитуре, которую разыгрывают между собой мировые державы и идеологические службы, обеспечивающие их поддержку. Эта партитура вкратце может быть названа палестинским урегулированием.

Смысл ее состоит в создании для арабов Палестины своеобразного национального анклава, дружественного Израилю и западным странам и религиозно индифферентного. Однако одно дело – геополитика, а другое – реальности современного Ближнего Востока. Когда Советский Союз в пику Западу поддержал "Фатх", а потом и Организацию Освобождения Палестины Арафата, то тем самым на религиозной индифферентности будущего Палестинского государства был поставлен крест (или серп и молот).

Дело в том, что орудием борьбы за независимость палестинско-арабского народа Арафат и его соратники выбрали террор. В последние годы Арафат часто выступал с осуждением террористов-смертников и всячески отмежевывался от террористических методов борьбы, однако перерезать пуповину, соединявшую его со средневековым исламским пониманием политической борьбы, было уже невозможно. В основании моджахедского терроризма лежит, конечно, идеология исмаилизма. Вера в то, что политические элиты и целые государства можно запугать акциями устрашения и добиться от них нужного результата, происходит именно оттуда.

Впрочем, большое количество арабов-христиан, проживавших на территории Палестинской Автономии, восприняло эту религиозно чуждую им форму борьбы как оправданную национальными интересами. Не надо забывать, что в Османской Империи арабы были не самым уважаемым этносом, так что чувство попранного национального достоинства, выразившееся первоначально в движении панарабизма и ватанизма, имело место и среди арабов-христиан. Наконец, нельзя забывать, что Арафат и "палестинское дело" были символом для различных движений и организаций антиизраильского и – шире – антиеврейского направления. Именно в рамках такого "православно-советского" контекста Ясир Арафат был дорогим гостем в Московской патриархии, как в эпоху Патриарха Пимена, так и в новейшие времена. В свое время настоятелем Антиохийского подворья в Москве был знаменитый архимандрит Василий Самаха, открыто проповедовавший с амвона крестовый поход против израильтян и раздававший священнослужителям РПЦ МП немыслимой величины жестяные ордена "За вклад в борьбу арабского народа".

Ясир Арафат оказал Православной Церкви еще одну немаловажную услугу. Как известно, имущественные отношения РПЦ МП и РПЦЗ не были идиллическими, а богатая и ухоженная церковная собственность "зарубежников" привлекала туристов и паломников и вообще была лакомым куском. Именно добрые отношения Арафата с советским руководством и РПЦ МП позволили "решить проблему в конструктивном духе". В 1996-99 гг. внутренняя полиция Палестинской автономии, подчиняющаяся Арафату, просто-напросто выкинула на улицу клириков и монашествующих РПЦЗ, занимавших монастырь в Хевроне и скит в Иерихоне. На "освобожденной" площади немедленно заселились клирики и монахи РПЦ МП, а у дверей появились кордоны палестинской полиции.

И вот тут оппозиция Арафата по отношению к Америке и вообще Западу очень помогла, ибо позволила полностью игнорировать протесты США и западных стран по поводу этих захватов. В связи с этим не приходится удивляться теплым словам, сказанным Патриархом Алексием и митрополитом Кириллом, в связи с "блаженным упокоением" Арафата. "Да упокоит Всемилостивый Господь душу его", – говорится в Послании Патриарха, причем исламская вера самого почившего никак не поминается в нем. Конечно, разные святые отцы говорили о том, то "бог агарян" не есть Бог христиан, но экуменическое богословие давно доказало, что это не так. Стоит отметить, что жена Арафата по происхождению была христианкой, но христианкой, как помнится, была и одна из жен пророка Мухаммеда. И если, по словам апостола Павла, "муж неверующий спасается женой верующей", то Арафата где-то можно счесть даже и христианином.

Можно вспомнить, что патриотические газеты и журналы, такие как "Аль-Кодс", "День", "Завтра" выражали всевозможную симпатию борьбе Арафата и палестинцев с "еврейским засильем". Таким образом, можно сказать, что Ясир Арафат и его государство были форпостом борьбы с еврейской экспансией на Ближнем Востоке.Это хорошо понимали в арабских государствах, откуда шла щедрая финансовая помощь "палестинским братьям". В связи с этим планы похоронить Арафата на Храмовой Горе можно рассматривать как пропагандистскую акцию в пользу этой палестинской мифологии. Если бы израильское правительство дало согласие похоронить Арафата на Храмовой Горе, это было бы знаменем победы не только политической, но и религиозной.

Итак, в Рамалле был предан земле прах не только первого главы Палестинского государства. Было совершено временное – до лучших времен - захоронение человека, возможно, более других в 20 веке двинувшего то направление религии и политики, которое принято называть исламизмом.

Игнатий Алексеев, для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования