Итак, тело Ясира Арафата, бессменного борца за освобождение Палестины, воителя Первой и Второй интифады, первого главы Палестинской автономии, предано, наконец, земле. Информационные агентства поторопились уточнить, что похороны Арафата произошли по исламскому обычаю. Это упоминание, казалось бы, несущественное, тем не менее, расставляет акценты в довольно сложной партитуре, которую разыгрывают между собой мировые державы и идеологические службы, обеспечивающие их поддержку. Эта партитура вкратце может быть названа палестинским урегулированием. Смысл ее состоит в создании для арабов Палестины своеобразного национального анклава, дружественного Израилю и западным странам и религиозно индифферентного. Однако одно дело – геополитика, а другое – реальности современного Ближнего Востока. Когда Советский Союз в пику Западу поддержал "Фатх", а потом и Организацию Освобождения Палестины Арафата, то тем самым на религиозной индифферентности будущего Палестинского государства был поставлен крест (или серп и молот). Дело в том, что орудием борьбы за независимость палестинско-арабского народа Арафат и его соратники выбрали террор. В последние годы Арафат часто выступал с осуждением террористов-смертников и всячески отмежевывался от террористических методов борьбы, однако перерезать пуповину, соединявшую его со средневековым исламским пониманием политической борьбы, было уже невозможно. В основании моджахедского терроризма лежит, конечно, идеология исмаилизма. Вера в то, что политические элиты и целые государства можно запугать акциями устрашения и добиться от них нужного результата, происходит именно оттуда. Впрочем, большое количество арабов-христиан, проживавших на территории Палестинской Автономии, восприняло эту религиозно чуждую им форму борьбы как оправданную национальными интересами. Не надо забывать, что в Османской Империи арабы были не самым уважаемым этносом, так что чувство попранного национального достоинства, выразившееся первоначально в движении панарабизма и ватанизма, имело место и среди арабов-христиан. Наконец, нельзя забывать, что Арафат и "палестинское дело" были символом для различных движений и организаций антиизраильского и – шире – антиеврейского направления. Именно в рамках такого "православно-советского" контекста Ясир Арафат был дорогим гостем в Московской патриархии, как в эпоху Патриарха Пимена, так и в новейшие времена. В свое время настоятелем Антиохийского подворья в Москве был знаменитый архимандрит Василий Самаха, открыто проповедовавший с амвона крестовый поход против израильтян и раздававший священнослужителям РПЦ МП немыслимой величины жестяные ордена "За вклад в борьбу арабского народа". Ясир Арафат оказал Православной Церкви еще одну немаловажную услугу. Как известно, имущественные отношения РПЦ МП и РПЦЗ не были идиллическими, а богатая и ухоженная церковная собственность "зарубежников" привлекала туристов и паломников и вообще была лакомым куском. Именно добрые отношения Арафата с советским руководством и РПЦ МП позволили "решить проблему в конструктивном духе". В 1996-99 гг. внутренняя полиция Палестинской автономии, подчиняющаяся Арафату, просто-напросто выкинула на улицу клириков и монашествующих РПЦЗ, занимавших монастырь в Хевроне и скит в Иерихоне. На "освобожденной" площади немедленно заселились клирики и монахи РПЦ МП, а у дверей появились кордоны палестинской полиции. И вот тут оппозиция Арафата по отношению к Америке и вообще Западу очень помогла, ибо позволила полностью игнорировать протесты США и западных стран по поводу этих захватов. В связи с этим не приходится удивляться теплым словам, сказанным Патриархом Алексием и митрополитом Кириллом, в связи с "блаженным упокоением" Арафата. "Да упокоит Всемилостивый Господь душу его", – говорится в Послании Патриарха, причем исламская вера самого почившего никак не поминается в нем. Конечно, разные святые отцы говорили о том, то "бог агарян" не есть Бог христиан, но экуменическое богословие давно доказало, что это не так. Стоит отметить, что жена Арафата по происхождению была христианкой, но христианкой, как помнится, была и одна из жен пророка Мухаммеда. И если, по словам апостола Павла, "муж неверующий спасается женой верующей", то Арафата где-то можно счесть даже и христианином. Можно вспомнить, что патриотические газеты и журналы, такие как "Аль-Кодс", "День", "Завтра" выражали всевозможную симпатию борьбе Арафата и палестинцев с "еврейским засильем". Таким образом, можно сказать, что Ясир Арафат и его государство были форпостом борьбы с еврейской экспансией на Ближнем Востоке.Это хорошо понимали в арабских государствах, откуда шла щедрая финансовая помощь "палестинским братьям". В связи с этим планы похоронить Арафата на Храмовой Горе можно рассматривать как пропагандистскую акцию в пользу этой палестинской мифологии. Если бы израильское правительство дало согласие похоронить Арафата на Храмовой Горе, это было бы знаменем победы не только политической, но и религиозной. Итак, в Рамалле был предан земле прах не только первого главы Палестинского государства. Было совершено временное – до лучших времен - захоронение человека, возможно, более других в 20 веке двинувшего то направление религии и политики, которое принято называть исламизмом. Игнатий Алексеев, для "Портала-Credo.Ru" |