Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

После хэллоуина?…или проделки «лукавого»


За какие-то несколько дней в том, что по нелепому недоразумению желтая пресса часто именует"духовной сферой жизни" общества, произошло несколько событий, которые слишком явно взаимосвязаны. Если не по форме, то по содержанию, а в некотором роде и содержательности, уж, определенно. Случайно, либо в силу каких-то необъяснимых пока обстоятельств, все они, по крайней мере, календарно, сплотились вокруг праздника с нечестивым нерусским названием "хэллоуин", против которого не далее, как 3 ноября решительно выступили известные борцы за духовную незалежность россиян "Идущие вместе".

Эти добры молодцы, начинавшие, помнится, с массовых тусовок и демонстрации серой публике просто самих себя в качестве эталона Молодости и Здоровья, с течением времени постепенно эволюционировали. Посчитав, вероятно, что принцип "в здоровом теле ‑ здоровый дух" в служении делу возрождения духовности недостаточно эффективен, они усугубили усилия посредством добавления в свою деятельность элемента материальных затрат для оплаты покупаемых у населения враждебных опусов.

Это, в свою очередь, тоже мало чего изменило. Посему, нынешнюю инициативу по борьбе не со слугами врага рода человеческого, а непосредственно с самой нечистой силой, можно считать признаком вступления когда-то юных "Идущих" в пору зрелости, требующем переименования движения в "Пришедшие вместе", либо для краткости в "Приплывшие".

Как и подобает, по зрелом рассуждении вожди нео-комсомола не стали производить экспериментов по опробованию нового метода сразу на Красной площади, предприняв, для начала, хождение в народ. Заручившись поддержкой руководства миссионерского отдела Саранской епархии РПЦ МП в лице о. Виктора Хохлова, с помощью откомандированных миссионеров активисты "Идущих" проповедовали среди студентов и других посетителей общепита и иных мест общественного пользования и производили раздачу листовок, в которых разъяснялась греховность, сектантская сущность "хэллоуинства" и сопутствующих ему карнавалов.

Параллельно, под видом опроса попадавшихся им граждан, пытливые акционисты выясняли, что же такое этот непонятный "хэллоуин"? Но прохожие, в отличие от вождя "Идущих" Сергей Кулакова, отчего-то считали свою гулянку не "культовым сатанизмом, проповедью зла, ненависти, насилия" и прочей мерзостью, а просто ни к чему не обязывающим препровождением времени. Тогда активисты, не имея сил скрывать разочарование их бестолковостью, громко и открыто подвергали таковых неразумных гласному осуждению...

И все же, несмотря на оперативность в организации мероприятий по программе "Антихэллоуин-2004", саранские акционисты припоздали. Хотя потерю ими пальмы первенства нельзя считать досадной, так как опередил их своей демонстрацией мастер-класса в гостинице Университетская не какой-нибудь малоизвестный "единоросс", а профессор Андрей Кураев. В его выступлении не было прямых обличений в адрес пресловутого праздника, зато была затронута тема псевдостарчества ‑ проблемы не то, чтобы новой, но достаточно актуальной в наше время. Несмотря на отсутствие между ней и карнавалом видимой связи.

"Миссионер на экране" (так назывался мастер-класс) объяснил присутствовавшим на гостиничном мероприятии Паломнического центра РПЦ МП, что виновным в популярности псведо- и младо- "святых" и "чудотворцев" следует считать какое-то странное стремление людей ко всему чудесному. Именно потому и ищут они днем с огнем разных прозорливцев и целителей, которые помогли бы без особых забот и болезней прожить жизнь, чтобы по окончании ее смаху оказаться в раю.

Процветанию этого безобразия способствует, вероятно, то обстоятельство, что подобные "подвижники" общедоступны из-за большого их количества и сравнительно низких расценок на "услуги по спасению", тогда как оплата треб в храмах бывает дороговата.

Все это, несомненно, понятно и заслуживает серьезного обсуждения. Но далее о. Андрей заговорил и в самом деле о вещах загадочных. В частности, о том, что упомянутые неправославные аферисты науськивают верующих на священноначалие, сеют рознь между ними и приходскими священниками, очерняют монашество, основы духовного образования и прочее-подобное, что ведет к опасности... церковного раскола. А раскол этот, может статься, не за горами, если вовремя не справиться с главной проблемой ‑ геополитическими врагами отечества, препятствующими становлению на нашей изобильной земле… самодержавия. В трактовке дьякона самодержавие означает не политический строй, а всего лишь наличие реальной власти: буквально, "не образ правления, а его наличие... а словосочетание "самодержавное государство" значит - не колония". Да-да, учитесь, юристы-государственники! Напоминайте друг другу почаще ильфо-петровское "Учитесь излагать, Киса"!

"Геополитический враг", по мнению диакона Андрея Кураева, не дремлет. Он распространяет разнообразные сомнительные идеи, насаждает сектантство, подталкивает верующих к расколу. Препятствуя россиянам самим пользоваться своими "недрами, пространствами, интеллектуальным потенциалом", он всячески способствует укреплению ложной церкви, что очень похоже на происходившее уже в XVII веке и приведшее тогда к ... расколу "на никонианскую ветвь и старообрядчество".

Доведя до сознания аудитории, что если раскол в РПЦ МП и окажется возможен, то только из-за внецерковных аферистов и заморских злопыхателей, и уйдя от возможных вопросов по поводу природы никонианства и РПЦ вообще, ведущий мастер-класса поделился со слушателями некоторыми "тонкостями" лингвистического программирования ‑ новой науки, известной под старым названием, как искусство зомбирования.

Для достижения эффекта пущей убедительности, например, православный проповедник или литератор должен использовать необходимые эмоции ‑ иронию, скорбь, радость и проч. строго дозировано, чтобы у аудитории не создалось впечатление, что "человек исполняет свой профессиональный долг" и только. Сам Кураев, к примеру, поддерживает "уровень эмоциональности...на порядок ниже, чем у оппонента", потому что тот, кто не управляет своими реакциями, всегда проигрывает. А так, православный миссионер, которому удается "удержать аудиторию, разрушить карикатурные стереотипы и представления о Православии" может быть абсолютно уверен в успехе, ибо люди, с которыми он побеседовал "на равных" обязательно придут снова. Конечно, если он проявит осмотрительность в использовании нецензурных слов, каждое из которых, как оговорился ведущий, следует употреблять "в соответствии с тем, как оно понимается в святоотеческой литературе и православными богословами".

Таким образом, ни разу не употребив названия прошедшего пару дней назад греховного празднования, талантливый оратор просто снял вопрос о "хеллоуинстве", как о явлении заведомо анти-православном, анти-русском и анти-самодержавном...

Третьим пунктом случившегося в последние дни можно считать едва не начавшуюся тяжбу, затеваемую инициативной группой неких "православных" в отношении журнала с, конечно же, нерусским названием "Коммерсантъ-Власть". Статьи "Крест и молот" и "Стоп-храм", освещающие подробности технологии произвольного захвата культовой недвижимости, по мнению адвоката Воронина основательно подорвали деловую репутацию РПЦ МП. Описание самочинного занятия гражданами помещений ВНХРЦ им. Грабаря, по впечатлению истца было оскорбительным для РПЦ МП и представляло собой "политическую провокацию", предпринятую с целью "подорвать авторитет духовенства ведущей религиозной организации страны".

Надо сказать, что этот иск Союза православных граждан (СПГ) суд к рассмотрению пока не принял, потому что сами факты, описанные в публикации истцом не оспариваются. Претензии же его в том, что СПГ не понравился тон публикации, а подобным без употребления непечатных выражений, суд не занимается. Но, как известно, народная мудрость "о вкусах не судят", сегодня у нас не в чести. Поэтому вероятность того, что кому-то удастся все же заставить суд признать несоответствие статей вкусам означенных "православных" правонарушением, весьма велика…

Но, что общего между этими тремя прецедентами?, ‑ спросит какой-нибудь православный или вовсе неверующий читатель. И ему простительно! Потому что увидеть здесь трижды устойчивую политическую тенденцию клерикальных идеологов к активному вмешательству в сугубо светские дела общества, будет равнозначно непринятию всерьез настойчивых заявлений священноначалия, что Церковь в России политикой не занимается и заниматься никогда не будет.

Поэтому, вывод один: во всем – в "расколе", в некрасивых сценах, описанных в журнале, в карнавале ‑ виноваты трое. Это псевдостарцы, журналисты и, конечно, бесовский хэллоуин.

Ну, а сами участники прецедентов, так это просто бес попутал...

Михаил Ситников,
для Портала–Credo.Ru.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования