Умер лидер арабов-палестинцев Ясир Арафат. Это новость, которая в силу ряда всем известных причин, новостью в строгом смысле и не является. Просто поставлена точка в несколько затянувшейся для всего мира фразе, которая одновременно становится точкой отсчета размышлений о том, кем был Ясир Арафат, и что будет дальше... Не будем в деталях пересказывать биографию почившего лидера. Отметим только то, что Арафат не был террористом, когда в 50-60-х годах его движение делало ставку именно на террор. Арафат не был марксистом или "сторонником социалистической ориентации", когда в 70-80 годы зачастил в столицы тогдашнего коммунистического мира, где его благосклонно принимали, называли товарищем, и уж наверняка не отказывали в помощи. Арафат не был, что называется "патентованным" миротворцем, хотя подписал в 1993 году соглашения в Осло, ставшие венцом его карьеры и принесшие ему лавры лауреата Нобелевской премии мира. Арафат, несмотря на присутствие в его жизни таких символов религии ислама как намаз, фамилии-псевдонима (гора Арафат - священное место возле Мекки, где совершаются самые главные обряды мусульманского паломничества - хаджа), был человеком в большей степени внешней (ритуальной) веры. Если говорить точнее, он был секулярным человеком. Арафат был в первую очередь политиком, при этом лидером, четко угадывающим менталитет и настроения своего народа. Именно это и никакое другое обстоятельство позволяло ему оставаться ключевой фигурой палестинского национального движения, несмотря на все разнообразие и политическую разновекторность последнего. Собственно на сохранение единства палестинцев и блокирование каких-либо кризисных ситуаций в последние годы работал не столько лично Арафат, сколько его имидж престарелого раиса (араба-вождя, предводителя). Ведь ситуация в образованном после соглашений в Осло полугосударственном образовании под названием "Палестинская автономия", была далека от идеальной, и решения ее многочисленных проблем отнюдь не намечалось. По имеющейся информации в руки палестинской администрации тогда было отдано лишь около 18% территорий, захваченных в результате "Шестидневной войны" 1967 года. В автономии сформировался режим авторитарной власти "раиса" и его ближайшего окружения. Вот это самое "и" в результате привело к тому, что в автономии, наряду с беспрецедентным экономическим застоем и бедностью, царят воровство, коррупция и всевластие силовиков. Автору этих строк пришлось в 1997 г. лицезреть в Восточном Иерусалиме и на Западном Берегу Иордана особняки палестинских генералов и чиновников, а рядом...! Ну, в общем, это надо видеть и сравнивать. В строительстве национальной государственности Арафат и его соратники, по взглядам всегда бывшие более близкими арабским "националистам-социалистам" нежели "исламистам-шариатистам", пошли по классической советской схеме - "всем сестрам по серьгам". Огромное количество людей в автономии задействовано на работе с мизерной зарплатой, и к тому же, по сути своей, мало нужной и дублирующей друг друга. Пышным цветом расцвело чиновничество и силовики. Так, по данным аналитиков, в системе только одного министерства автономии начитывалось 16 000....столоначальников. Доля силовиков, пожалуй, тоже одна из самых высоких в мире -1 полицейский на 60 граждан. Только совсем недавно разношерстые "службы безопасности" удалось объединить под более-менее единым руководством. Причем в назначении на это руководство, под давлением общественного мнения было отказано генералу Мусе Арафату - брату раиса. Экономика в автономии тоже существовала. В лице личного друга Арафата ливанского бизнесмена Мухаммада Башира. По сути дела, именно последним формировались и распределялись финансовые потоки автономии, а также, по некоторым данным, личный спецфонд раиса, куда, в частности, шла и часть налоговых поступлений. Размеры этого спецфонда оцениваются по-разному, вплоть до 6 млрд. долларов. Источники поступлений в казну разные - преимущественно европейская и мусульманская финансовая помощь. Ну, а источники распределения... Вот только некоторые, может быть, достаточно разрозненные факты. Так, например, финансовые структуры Евросоюза активно критиковались за то, что в период с 2001 по 2003 год ЕС переводил в Палестинскую автономию без надлежащего финансового контроля по 12 млн. долларов ежемесячно. В начале 1997 года внутренний палестинский аудит выявил, что из 880 миллионного бюджета автономии 359 млн. долларов исчезли неизвестно куда. В свое время немецкая радиостанция ARD сообщила, что в сентябре 2001 Арафат положил на свой личный счет в одном из каирских банков 5,1 млн. долларов, и в этой сумме, по мнению немецкого радио, может быть заложена и иностранная помощь. При этом, как утверждают даже в кругах, враждебных палестинскому лидеру, лично Арафат не был никогда коррумпирован. Однако близость к "раису" очень часто была источником коррупции. Ведь коррупция в подобных обществах - это не только возможность получения денег, но также и близость к власти и истэблишменту. При этом 70% палестинцев живут ниже официальной черты бедности. Прямо хочется воскликнуть, несколько перефразировав поэта - это все нам родное и близкое... Выше мы рассуждали о том, что было создано вокруг покойного вождя арабов-палестинцев. А теперь о том, кто это делал, и как эти деятели и их перспективы могут быть расценены после кончины Абу Аммара ("партийная" кличка Арафата). Эти люди - премьер-министры страны: нынешний - Ахмед Курейи и бывший - Махмуд Аббас, еще Салим Зануун - глава парламента, еще Фарук Каддуми (названный было преемником Арафата,но теперь его имя почему-то исчезло с информационной авансцены). Буквально в момент написания этих строк пришло сообщение, что председателем исполкома Организации Освобождения Палестины стал бывший премьер Махмуд Аббас, который вероятно разделит власть с другими сподвижниками покойного лидера. Общее у все этих людей то, что все они, принадлежа к арафатовской партии ФАТХ, являются людьми скорее секулярных, нежели религиозных взглядов. Именно эти люди во время пребывания Арафата в изгнании составили своего рода кумовско-номенклатурную группировку, которую условно можно назвать "тунисской" (по аналогии с отечественными "днепропетровской" или, скажем, "питерской"). В отношении них можно уверенно утверждать, что предстоит взаимная борьба за власть и весьма неуверенно, что они долго удержат в руках эту власти. Ведь, повторимся, крайне немаловажно то обстоятельство, что Арафат и его движение были взращены и обрели силу в результате мощных вливаний из советско-коммунистической системы. Этой системы уже нет. А захочет ли Запад оказывать реальную поддержку людям вчерашнего дня - очень большой вопрос. А вот перспектива политической исламизации палестинского движения достаточно отчетлива. Из энциклопедически банального положения о том, что большинство арабов Палестины исповедуют ислам, и это положение возникло задолго до рождения покойного Арафата, следует то, что исламский фактор имеет высокий шанс стать ведущей политической альтернативой в постарафатовской Палестине. Этот процесс активно идет в последние два десятилетия. По некоторым данным исламисты, составляют приблизительно около 20-35% вовлеченных в политическую активность палестинцев, а в структурах Организации освобождения Палестины (ООП) (это конфедерация различных националистических организаций, объединенная под сенью авторитета Арафата) исламски ориентированные политики составляют до 40%. Наиболее влиятельные мусульманские организации это ХАМАС (наиболее влиятелен и в силовом, и в политическом, и в религиозном отношении), "Исламский джихад" (отмечен, прежде всего, как силовая структура, может блокироваться с теми силами, которые стоят "левее" покойного лидера") и "Бригады мучеников аль-Аксы" (структура, также преимущественно силовая). Всех их отличает оппозиционность к режиму покойного раиса, которая, впрочем, никогда не выливалась в жесткую конфронтацию. Аналитики отмечают, что в последней интифаде, начавшейся в 2000 году все более слышными становились исламские религиозные лозунги и принципы. Именно со стороны мусульманских политических сил, прежде всего ХАМАС, раздавалась критика коррупции в окружении Арафата. Отметим еще один момент, может, напрямую не связанный с общим контекстом, но весьма важный. Именно в последнюю интифаду, наряду с антиеврейскими, усилились также антихристианские настроения среди арабов-мусульман (маленькая справка - всего христиан в автономии около 40 тысяч, больше всего их на Западном берегу Иордана; в секторе Газа, ключевом для палестинцев - они меньшинство), выразившиеся, в частности, и в отдельных случаях погромов. Впрочем, не следует спешить, и определять подобные факты как межрелигиозные столкновения. Дело в том, что арабы-христиане в Палестине, как правило, более образованы, более удачливы в делах, имеют больше возможностей для мобильности и миграций, что вызывает естественную человеческую зависть. А это качество определяется не религиозными взглядами. Вернемся, однако, к ведущей исламской политической силе Палестины - ХАМАС. Даже самый беглый анализ информационных ресурсов, так или иначе связанных с ХАМАС, дает основание полагать, что у этой организации есть свой лидер-символ - покойный шейх Ясин, вполне сопоставимый по масштабности личности с Арафатом, есть довольно неплохо разработанная политическая доктрина, опирающаяся как на принципы ислама, так и учитывающая историко-политические реалии Палестины. К тому же идеология ХАМАС, в отличие от политики Арафата и его окружения, не содержит никаких намеков на компромисс с "cионистским Израилем", который по прежнему остается врагом № 1. Это очень импонирует широким массам палестинцев. Важно также и то обстоятельство, что даже после убийства шейха Ясина и его преемника доктора Рантисси, все равно остались люди, могущие стать сильными, не лишенными харизмы лидерами. Один из них - принципиальный мусульманский политик, блестящий интеллектуал и поэт Халед Мишааль. А вот у наследников Арафата с этой самой "харизмой", что так важно на востоке, несколько туговато. А ведь реальной политической силой, заинтересованной в том, чтобы установить положение дел в Палестине в свою пользу, сегодня являются шариатские княжества богатой нефтью Аравии. И именно они могут получить реальные экономические и финансовые рычаги влияния на ситуацию в постарафатовской Палестине. Какие силы они будут поддерживать - ясно всем. Так что перспектива политической исламизации Палестины представляется наиболее вероятным процессом развития событий после кончины Ясира Арафата. Хотя нам, в отличие, скажем, от Гидрометеоцентра, не хотелось бы делать категоричных прогнозов, а то они в результате так и не исполнятся. И потому в заглавии статьи после слов "да здравствует" мы ставим всего лишь вопросительный знак. Валерий Емельянов, для Портала-Credo.Ru |