Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

"Джихад" Востока против "языка вражды" Запада


Вчерашнее объявление джихада от имени пресловутого иракского алькаедовца аз-Заркави и подпольной группировки "Исламская армия" не только и не столько связано со штурмом суннитского города Аль-Фаллуджа, сколько представляет собой ипостась именно в эти дни вновь вспыхнувших в мусульманском мире настроений воинственного противостояния с Западом. Причина - в переизбрании на второй срок президента Джорджа Буша (младшего).

До того, как стали известны итоги выборов, мусульманский мир притих, выжидая. И вот голоса американцев подсчитаны, а голоса "джихадистов" (cознательно ставим это понятие в кавычки, имея в виду просто "воинствующих противостоятелей", а отнюдь не мусульман, совершенствующих свою веру) вновь громко зазвучали. Вот бывший малайзийский премьер доктор Махатхир публично высказал сожаление, что американцы вновь избрали президентом Буша – угнетателя миллионов мусульман. Хотя понимаешь, что дело здесь не столько в личности самого Буша, сколько в том, что его прежняя политика военного присутствия в центре мусульманского мира будет продолжаться.

Переизбрание Буша - только одна из причин новой "джихадистской волны". В этом ряду могут встать и такие события, как гибель голландского кинорежиссера Тео Ван Гога, которому таким образом отомстили за фильм о мусульманских женщинах, вызвавший теракты против мусульманских школ в тех же Нидерландах, требование еврейских правозащитников о начале следствия против объединения французских мусульман. Можно также упомянуть и атмосферу вокруг агонизирующего Ясира Арафата. А чего ждать от ближайших дней, недель, месяцев?

Все эти факты, столь непохожие друг на друга, иллюстрируют, как кажется, одну общую характеристику новой фазы противостояния с мусульманским миром, из-за чего она может оказаться достаточно драматичной для Запада.

Суть ее в том, что если раньше языком открытой вражды говорили преимущественно экстремисты из мусульманского мира, то теперь на нем начинает все более активно говорить Запад (в это понятие включим и Израиль, а также мировую еврейскую общину). Если раньше Запад старался держать духовные, психологические и просто удары со стороны мусульманских радикалов, то теперь активно пытается наносить их сам. При этом, например, в случае с Арафатом, информационная атмосфера вокруг этого события исключительно негативная. Так, например, в минувшую субботу корреспондент "Московского комсомольца" сообщил из Израиля, что в местной прессе и обществе активно муссируется мнение о том, что плоть измученного Арафата не выдержала испытания постом в месяц рамадан (вот и результат), а похоронят его на "пыльном кладбище в Рамалле". Возражений тут, по меньшей мере, два. Первое - больные по мусульманским законам однозначно освобождаются от поста. Второе - стоит ли засевать информационное поле негативной и часто двусмысленной информацией об Арафате, понимая, что настроение мусульманской "улицы" в значительной степени определяется эмоциями и это может проявиться очень болезненно.

Другой пример из нашего фактологического ряда - гибель голландского кинорежиссера с известной фамилией ван Гог. Сегодня на одном из исламских сайтов прочитал интервью эксперта по этому случаю. В нем говорится, что старшее поколение мусульман, в том числе и голландских, позитивно воспринимает этот акт. А сам эксперт замечает, что кинематографист своим фильмом вторгся в ту область, неприкосновенность которой для мусульман не просто ценна, она – священна. И режиссер, начиная работу над фильмом, вполне мог бы понять это. Но он, видимо, предпочел руководствоваться некими своими априорными представлениями. И результат этого тоже стал своего рода языком вражды.

Если мы хотим конфликт цивилизаций заменить их диалогом, то для этого нужно, как минимум, два условия - уметь слышать друг друга и познавать друг друга. Но это - минимум. А еще нужно уважительно и деликатно относиться друг к другу, тем более в межрелигиозной, духовной сфере, где роль играет не только "ratio", но и "emotio". Иначе возникает язык вражды. И обязательно проявлять некую эмпатию, хотя бы частично с пониманием относиться к точке зрения другой стороны, вырываться из оков априоризма. Иначе возникает язык вражды...

Ситуация не внушает особого оптимизма. И чего тут рассуждать о "цивилизационном противостоянии" с исламом. На прошлой неделе мне довелось быть на конференции, где возникла дискуссия между либеральным и церковно-консервативным крылом того явления, которое именуется правозащитничеством. Первое было представлено г-ном Александром Даниэлем, второе - главой небезызвестного общества "Радонеж" Евгением Никифоровым. Это - отдельный сюжет, и мне хотелось бы упомянуть здесь только одну сентенцию, причем не ура-православную, от "Радонежа", а либерального правозащитника Александра Даниэля. Он сказал следующее: "Да, я понимаю, что либеральный взгляд на правозащитничество, возможно, очень и очень не совершенен, но альтернатива ему еще хуже".

Cтоп! Здесь в рамках диалога (пусть даже и внутри одной цивилизации) уже изначально возникает глубокий априоризм, и отсутствие направления на поиски общих точек соприкосновения. А, значит, возникнет "язык вражды"...

Валерий Емельянов, для "Портала-Сredo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования