Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Повесть о Ющенко и Януковиче. Мини-эсхатологический этюд


Что показали итоги первого тура выборов на Украине? Если смотреть только на результаты подсчета голосов — то примерное равенство ресурсов Януковича и Ющенко. А если пытаться оценить перспективы для второго тура?

Ближайшие перспективы – добиться увеличения явки избирателей, перехватить электорат коммунистов и социалистов, – скорее, в пользу Януковича. С религией это, однако, никак не связано, поэтому не особо для нас интересно. Но интересное в этой истории и для нас тоже есть.

Кандидаты в президенты ведут себя по-разному. Янукович, как всегда, никак себя не ведет – помалкивает, а Ющенко, напротив, выступает: "Бог один. Пути к нему разные, каждый человек свободно избирает свой путь, свободно избирает Церковь, ведущую его к Богу. Как верующий человек, я глубоко уважаю веру других людей. Как гражданин признаю их право на свободу вероисповедания. Как Президент сделаю все от меня зависящее, чтобы гарантировать гражданам соблюдение этого права, а Церкви свободу пастырского служения. Церкви, всем конфессиям будут гарантированы надлежащие условия, чтобы ничто не мешало им нести свет веры в человеческие души и помогать людям в беде. Это моя принципиальная позиция, и не верьте тем, кто приписывает мне что-то иное".

И подобные речи Ющенко, и молчание Януковича понятны только в нашем общем с Украиной (а не в "великороссийском" или "малороссийском") культурном контексте. В этом контексте всё имеет исторические прецеденты, всякое слово и всякое молчание имеют вполне отчетливое закрепленное за собой веками значение.

Итак, вот и исторический прототип фразеологии Ющенко – если только можно назвать "историческим" то, что, скорее, является эсхатологическим: "Xpиcтиaнe вcex тoлкoв! Boзлюблeнныe мoи пoддaнныe и бpaтья! Oт нaчaлa мoeгo цapcтвoвaния, кoтopoe Bышний блaгocлoвил тaкими чyдными и cлaвными дeлaми, я ни paзy нe имeл пoвoдa быть вaми нeдoвoльным; вы вcerдa иcпoлняли cвoй дoлг пo вepe и совести. Ho мнe этoгo мaлo. Moя иcкpeнняя любoвь к вaм, бpaтья вoзлюблeнныe, жaждeт взaимнocти. Я xoчy, чтoбы нe пo чyвcтвy дoлгa, a пo чyвcтвy cepдeчнoй любви вы пpизнaли мeня вaшим иcтинным вoждeм вo вcякoм дeлe, пpeдпpинимaeмoм для блaгa чeлoвeчecтвa. И вoт, кpoмe тoгo, что я дeлaю для вcex, я xoтeл бы oкaзaть вaм ocoбыe милocти. Xpиcтиaнe, чeм мoг бы я вac ocчacтливить? Чтo дaть вaм нe кaк мoим пoддaнным, a кaк eдинoвepцaм, бpaтьям мoим? Xpиcтиaнe! Cкaжитe мнe, чтo для вac вcero дopoжe в xpиcтиaнcтвe, чтoб я мoг в этy cтopoнy нaпpaвить cвoи ycилия?"

Если кто-то еще не узнал автора этих слов по голосу, он может узнать его по ссылке.

Конечно, Ющенко не стремится к воцарению над миром, но мы ведь и не утверждаем за ним статус Антихриста. Так, просто и между делом — отмечаем сходство фразеологии. И, пожалуй, менталитета. Неудивительно (опять же, за подробностями отсылаем все к тому же произведению Вл. Соловьева), что большинство христианских Церквей пошло за Ющенко. Даже внутри промосковской УПЦ МП доля электората Ющенко велика.

Позиция Януковича тоже традиционна для нашей власти – будь она российской или украинской. Ничего не говорит, а если иногда говорит, то уж лучше бы молчал. Над этим, может быть, не грех и посмеяться, но есть одно "но". Из неспособности к членораздельному говорению вовсе не следует вывод о политической неэффективности.

Если говорить только о религиозной политике, то встает вопрос, прежде всего, о четырех главных христианских конфессиях Украины (перечисляем в порядке убывания численности) — УПЦ МП (церковная организация, подчиняющаяся Патриарху Московскому Алексию II (Ридигеру)), УПЦ КП (церковная организация, подчиняющаяся Патриарху Киевскому Филарету (Дениснеко)), УАПЦ (так называемая Автокефальная Православная Церковь Украины) и УГКЦ (Украинская Греко-Католическая Церковь, то есть католики-униаты).

На статус греко-католиков выборы способны повлиять только в достаточно отдаленной перспективе, так как в социальной области ими давно уже достигнуто равновесное состояние, а перспективы создания Греко-католического патриархата в Киеве зависят не столько от правительства Украины, сколько от сложных международных раскладов.

Для "автокефалистов" украинская религиозная политика связана с перспективами давно желанной для них интеграции в Константинопольский патриархат. Этот патриархат вместе с несколькими формально самостоятельными церковными организациями, входящими в орбиту его влияния (прежде всего, церковью Греции), является в "православной" церковной политике аналогом блока НАТО в политике светской и точно так же контролируется из США.

До сих пор УАПЦ шла курсом "православного атлантизма". Но так ли уж необходим ей именно этот курс? Не лучше ли задуматься об интеграции с другой "самостийной" украинской Церковью, Киевским патриархатом? Если при нынешнем Патриархе Филарете это не выглядит реалистично, то в не очень далекой перспективе это может начать выглядеть иначе. Здесь, видимо, не место обсуждать подробно перспективы развития УАПЦ, но просто стоило бы предостеречь от слишком прямолинейного метода их прогнозирования.

Судьба Киевского патриархата при президенте Кучме складывалась непонятно. Никакой внятной государственной политики в отношении этой Церкви не было ни у Кучмы, ни в предвыборной программе его преемника Януковича. Между тем, это единственная церковная организация Украины, которая в силу самой своей природы жестко привязана к украинскому государству и украинскому народу. Статус Патриарха для ее первого лица – это не столько претензия на высокую честь, сколько "подписка о невыезде" для ее центрального управления: в статусе Патриарха глава Украинской Церкви никогда не будет добровольно признан Константинополем и другими поместными Церквами так называемого "мирового православия". Быть патриархатом — это тяжелое бремя, которое не стали на себя брать "автокефалисты", несмотря на значительное сходство их идейных позиций с УПЦ КП. Заявить себя патриархатом означает на Украине отказ от всякой серьезной поддержки извне и расчет только на украинский народ и украинское государство.

Вероятно, Янукович ничего этого не понимает, а руководство УПЦ КП не в силах ему это объяснить. Но этого и не требуется. "Объяснять" надо не столько самим государственным деятелям, сколько специалистам, которые готовят их религиозную политику. А уже специалисты – на то они и специалисты, чтобы объяснять госчиновникам. Добавим, что пока на Украине собственных специалистов по религиозной политике нет, то "объяснять" украинские церковные дела надо не на Украине, а в России.

А что же с УПЦ МП, украинской Церковью Московского патриархата?

Государственным мужам никогда нельзя забывать, что Московский патриархат не является – по крайней мере, до сих пор не стал – структурой, послушной российскому государству. Он до сих пор продолжает отстаивать свои групповые интересы, а не российские. Рецидивы поддержки РПЦ МП антироссийских режимов на территории стран бывшего СССР до сих пор возможны, иной раз и вопреки доброй воле местных епископов.

Конечно, обвинять в таком положении дел следует не столько руководство РПЦ МП, сколько государственную власть, которая не уделяет этому руководству достаточного квалифицированного внимания, вследствие чего церковные администраторы вынуждены придумывать собственные правила для выживания. Не в последнюю очередь это связано и с их уверенностью – увы, справедливой, – что в решающий момент Россия не сможет эффективно вступиться за их интересы.

Поэтому поддержка Ющенко внутри УПЦ МП – это проявление слабости политики государственной власти России, как в религиозной области, так и вообще в международной сфере. Чтобы спросить с РПЦ МП хорошую работу, государство должно само научиться хорошо уметь ее защищать и, в чем надо, умело ее направлять.

Все же мы думаем, что и в УПЦ МП, и в УПЦ КП еще остается недовыбранный резерв для поддержки Януковича.

Янукович не говорит – и не скажет – ничего внятного относительно будущей религиозной политики на Украине. Однако, Янукович вменяем, и договариваться с ним можно. Если речь идет о религиозных делах, то договариваться нужно будет, скорее всего, в Москве, но это технические мелочи.

Иеромонах Григорий, для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования