Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Божий дар и яичница. Елиcавета Феодоровна, ее мощи и их путешествия по российским просторам


Мощи святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветыи убиенной вместе с нею в 1918 году преподобномученицы инокини Варвары путешествуют по России.

Светские люди, в том числе высокопоставленные региональные чиновники, которым поручено "обеспечить визит", видят в этом очередное политическое шоу — ритуальное представление, которым должно быть обставлено вступившее в вялотекущую стадию объединение РПЦ МП и РПЦЗ(Л). Простые верующие видят в этом лишь очередную святыню, которая не была им доступна в месте своего постоянного пребывания в Иерусалиме, но зато делается доступной сейчас, чтобы они могли перед ней помолиться.

Правы и те, и другие.

Момент ритуального шоу здесь очевиден и даже подчеркнут выбором того представителя РПЦЗ(Л), которому поручено сопровождать мощи по России: это епископ Бостонский Михаил (Донсков), официально до сих пор считающийся управляющим приходами РПЦЗ(Л) в Европейской части России.

В свое время, в 1997 году, он был назначен на эту должность именно потому, что в Синоде РПЦЗ были уверены, что никакой активной политики в отношении как российских приходов, так и РПЦ МП, он проводить не станет. Его назначили именно потому, что не сомневались в его бездеятельности. Но сам владыка Михаил думал иначе. Впрочем, это не побудило его вести какую-либо активную политику в России — он просто не понимал, какая может быть "политика", кроме исполнения поручений начальства. Но зато побуждало неоднократно делать всякие резкие заявления: ведь владыка Михаил не понимал перспектив "большой церковной политики". В критических ситуациях он начинал кардинально менять свою позицию, что проявилось особенно ярко и неприглядно в известной истории с Митрополитом Виталием, которого именно его когда-то близкий приближенный и ставленник епископ Михаил пытался насильно увезти из глухого скита в канадском Мансонвилле под контроль синода митрополита Лавра в Нью-Йорк.

Автору этих строк особенно запомнился один из ответов епископа Михаила на вопросы во время очередной встречи с российской паствой. Его спросили, чем Московская патриархия отличается от Римско-Католической Церкви. Епископ Михаил ответил: тем, что одна отпала от Церкви 900 лет назад, а другая — 70 лет назад.

Поэтому сейчас Синод Митрополита Лавра решает деликатную задачу: дать возможность самому епископу Михаилу загладить свое некорректное поведение по отношению к РПЦ МП, а самой РПЦ МП — дать, наконец, случай простить епископа Михаила и примириться с существованием в епископате будущей объединенной Церкви иерарха, некогда управлявшего "параллельными приходами" на "канонической территории Матери-Церкви". Характерно, что в Сибири, с которой началось паломничество мощей по России, есть другой подобный иерарх той же воссоединяющейся юрисдикции – епископ Ишимский и Сибирский Евтихий (Курочкин). Но ему сопровождать святыню не доверили…

Но всё же более правы простые верующие, а не светские политики.

Епископ Михаил, юрисдикции, церковная политика — это всё суета, которая сегодня есть, а завтра нет. А святые есть в вечности. Но из вечности они помогают нам жить сейчас и в нашем нынешнем времени, да еще и указывают своим примером, что именно следует нам делать, чтобы быть с ними в жизни вечной.

Есть что-то особенное в каждом из святых, и, разумеется, что-то особенное есть в житии Елисаветы и Варвары. Можно сказать, что это особая форма избранного ими монашеского служения. Но можно сказать и несколько более общезначимо: это умение увидеть в новых и изменившихся условиях то, как именно сейчас следует исполнять те принципы христианской аскетики, которые ни для какой эпохи не могут оказываться "ко двору", но которые, по сути своей, остаются одними и теми же во все эпохи.

Выражаясь словами древних святых, это такое понимание христианства, которое предполагает, что все мы должны стремиться сделать монахом своего внутреннего человека.

Поэтому не будем смущаться политическими шоу вокруг святынь, а постараемся не терять из вида ни самой святыни, ни своего внутреннего человека.

Иеромонах Григорий,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования