Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Последний свисток. К положению дел в объединительном процессе РПЦ МП и РПЦЗ(Л)


С 14 по 16 сентября прошла вторая (после июньской) встреча комиссий РПЦ МП и РПЦЗ(Л) по их будущему объединению. Если после июньской встречи было объявлено об урегулировании имущественных разногласий, то теперь объявлено, что подготовлен, в числе прочих, проект документа "о каноническом статусе Русской Зарубежной Церкви как самоуправляемой части Поместной Русской Православной Церкви".

Итак, теперь статус автономии РПЦЗ в составе РПЦ МП можно считать обеспеченным. Можно предвидеть, что при реализации этой автономии повторится история 1970-х годов, которая имела место в отношении Американской русской Митрополии, получившей автокефалию от Московского патриархата: необходимость самоуправления приходов в Америке тогда объяснялась особыми условиями, в которых они находятся, но это не помешало РПЦ МП оставить за собой управление теми американскими приходами, над которыми у Москвы была реальная власть. Такую же непоследовательность надо ожидать и на этот раз: Москва легко найдет слова, чтобы обосновать необходимость автономного управления для зарубежных приходов, но это никак не сможет привести к упразднению прямого управления из Москвы теми приходами и даже епархиями, которые сейчас не входят в РПЦЗ.

Некоторое время зарубежные приходы и епархии Московского патриархата будут делиться на две категории: "автономные" и "неавтономные", — причем, разумеется, между обеими категориями обозначится тенденция к слиянию, которая будет всячески стимулироваться из Москвы. Архиереи РПЦЗ(Л) это понимают, но надеются, что на их век автономии хватит.

Разработка конкретного проекта административного объединения с РПЦЗ(Л) еще прежде Архиерейского собора РПЦ МП, назначенного на октябрь этого года, свидетельствует о высоких темпах, набранных процессом объединения.

Очевидно, еще до конца 2004 года предполагается обнародование "архитектурного проекта" объединенной Русской церкви, а, если повезет, то и его принятие на возможно более официальных уровнях РПЦ МП и РПЦЗ(Л). Впрочем, тут динамика процессов будет зависетьи от внутренних процессов в РПЦЗ(Л).

В настоящее время "взрывной потенциал" внутри РПЦЗ(Л) еще не исчерпан, и это связано с некоторыми характерными особенностями влиятельной части ее прихожан, не очень понятными в Москве. Это их малая способность к абстрактному мышлению (по крайней мере, в церковных делах) и необычайная, по нашим российским меркам, инертность.

Малая способность к абстрактному мышлению делает их нечувствительными к каким бы то ни было декларациям своего духовенства. Поэтому они до сих пор всерьез не задумывались о том, что происходит с РПЦЗ. Согласно их восприятию, не происходит ничего, кроме "разговоров": ведь в их собственных приходах ничего не меняется, епископов поминают всё тех же, административно-юридическая сторона приходской жизни также не подвергается изменениям… — Значит, не происходит ничего.

Но если им вдруг объявят, что теперь они должны поминать Патриарха Московского, то для многих из них "вместить" это будет трудно. Они привыкли смотреть на "советскую" церковь свысока, рационализируя свое банальное эмигрантское высокомерие рассказами-страшилками про "КГБ", "сергианство" и прочие ужасы "империи зла". Ощущая себя носителями "Святой Руси" и гражданами града Китежа, они будут вынуждены понять, что, вместо отдаленного идеала Руси, они являются для Москвы просто далекой провинцией.

Та самая инертность этих людей, которая помешала им уйти из РПЦЗ(Л) раньше, теперь становится взрывоопасной, когда наступает решительный момент объединения.

Таков, примерно, коллективный портрет тех сил внутри РПЦЗ(Л), которые сейчас являются определяющей внутренней силой торможения объединительного процесса.

Если бы РПЦЗ(В) — та часть прежней РПЦЗ, которая возглавляется митрополитом Виталием, — была бы чуть более дееспособной, она могла бы в ближайшие полгода существенно увеличить и укрепить свою структуру. Однако, зная деятелей РПЦЗ(В), мы не будем этого прогнозировать. Увеличения РПЦЗ(В) в течение ближайшего года ожидать можно, но не существенного.

Сейчас в обычно инертной массе "заслуженных" прихожан РПЦЗ(Л) необычное оживление, которое от месяца к месяцу все более усиливается. Они начинают впервые смотреть по сторонам в поисках выхода, обращая свои взоры то к митрополиту Виталию, то к митрополиту Валентину (главе РПАЦ — Российской Православной Автономной Церкви). Вероятно, кто-то из них перейдет в одну из этих Церквей, но большинство постепенно успокоятся на старом месте — инерционность возьмет свое.

Привычка к насиженному месту всегда важнее, чем то, какого патриарха приходится поминать. Это понимают и на это рассчитывают и митрополит Лавр, и митрополит Кирилл Гундяев (главный организатор всего процесса объединения).

В целом на процесс объединения "взрывоопасный потенциал" консервативной части РПЦЗ(Л) уже не повлияет. Если он и повлияет на что-либо, то лишь на положение отдельных клириков в отдельных приходах (брожения в приходах всегда могут быть использованы духовенством в своих мелких интригах). Пар уйдет в свисток.

Иеромонах Григорий (Лурье),
для "Портала-Credo.Ru"

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования