Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Иудейский праздник с запахом пороха. День поминовения разрушения иерусалимского Храма может стать точкой отсчета мусульманско-иудейского межрелигиозного противостояния


Отмеченный 27 июля иудейский праздник Тиша Б-Ав (Девятый день месяца Ав) прошел в этом году на тревожном фоне. И не только потому, что дата эта по определению траурная, посвященная поминанию разрушения главной иудейской святыни. Угрозы религиозных экстремистов, теперь уже иудейских, совершить теракты на Храмовой горе, предупреждения израильских силовиков, запрет немусульманам подниматься в эти дни на Храмовую гору – все это нагнетает атмосферу тревоги.

Хотелось бы проанализировать, каковы религиозные предпосылки этой гнетущей ситуации.

Храмовая гора волей истории является священным местом не только для иудеев, но и мусульман. И дело не только в двух зданиях мечетей Аль-Акса и Куббат ас-Сахра, которые, в конце концов, лишь архитектурные, а не сакральные символы присутствия мусульман на земле Иерусалима. Понятие мечеть (по арабски – масджид) означает место поклонения. И таковым для мусульман является сама Храмовая гора. Отсюда, по мусульманскому преданию, пророк Мухаммад был чудесным образом вознесен на небеса, где беседовал с библейскими пророками.

Да и само появление ислама, правда, очень схематично и упрощенно, можно представить как возврат к иудейскому пониманию монотеизма перед лицом исповедания христианством троичности Бога..

Правда, произошло это возвращение через другой семитский народ, что вызвало чувство ревности у евреев, прошедшее через всю последующую историю. Следы этого встречаются в Коране и хадисах, или в следующей сентенции нашего современника: "Мечеть на Храмовой горе – это неправедное явление, возникшее в неправедные времена, на месте, где должна быть не мечеть, а наш третий Храм". Это выдержка из недавнего интервью возмутителя спокойствия в Израиле, лидера иудейских радикалов Иехуды Этциона, данного "Радио армии Израиля".

Историю связи иудеев с этим местом подробно объяснять не надо – об этом подробно написано в Библии. Следует ответить на другой вопрос: почему в нынешней израильской ситуации на авансцену выходит иудейский религиозный фактор. Дело в том, что большинство еврейских поселенцев в секторе Газа, вокруг которых и закрутилось нынешнее обострение ситуации, это "религиозные киббуцники". Они стали активно заселять эти земли после "шестидневной войны" 1967 года, следуя призыву ортодоксальных раввинов активно осваивать Землю Обетованную и не отдавать ни пяди врагу.

Сегодняшнее требование ухода из Газы многими из них воспринимается в порыве религиозной экзальтации как новый Холокост. На ум приходят также воспоминания-размышления о том, что именно Холокост в свое время резко усилил такое явление как широкомасштабный еврейский терроризм против англичан в Палестине. Хотя, как утверждают сотрудники израильских компетентных органов, среди тех, кого так или иначе затронула проблема выселения, вряд ли найдется более двух тысяч человек, готовых пойти на крайние меры или просто поддержать их. Но, как известно, в свое время от копеечной свечи Москва сгорела.

Итак, появление в арабо-израильском противостоянии иудейского религиозного компонента выводит его на новый уровень с непредсказуемыми перспективами. В случае же разрушения мечети аль-Акса любым образом, будь то в результате археологических раскопок под ее фундаментом или в результате теракта, тотальная и полномасштабная война арабов-мусульман с евреями-иудеями гарантирована. Даже не только и не столько в пределах Израиля. Можно вспомнить, что Организация исламская конференция (ОИК) была создана в ответ на поджог этой иерусалимской святыни мусульман в 1969 году, и сегодня может представиться удачный момент для того, чтобы вспомнить об изначальном предназначении ОИК.

Шквал полномасштабной войны сегодня, во-первых, окончательно сведет "на нет" все дипломатические усилия последних лет по решению палестинской проблемы. Во-вторых, заставит еврейскую часть населения Палестины задуматься не о заселении-отселении, а о том, как сохранить свои жизни. Потенциальная война может оказаться страшнее, чем все предыдущие арабо-израильские конфликты. Ведь они происходили на фоне противостояния двух сверхдержав, которое по отношению к Ближнему Востоку выступало в качестве баланса, сдерживающего фактора. Теперь этого фактора нет, и путь к непредсказуемым последствиям открыт.

И все-таки хочется найти во всей этой предапокалиптической суете что-то оптимистически-рациональное. Понятно, что у экстремистов нет никаких целей и идей, кроме удовлетворения своих параноидальных амбиций. Известно, что если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно, а также то, что разные спецслужбы часто поддерживают "оперативные контакты" с экстремистами. Есть информация, что израильский "Моссад" курирует не только своих экстремистов, но и ХАМАС.

Справедливости ради заметим, что в Израиле (в отличие от многих других стран) спецслужбы решают не свои внутрикорпоративные интересы, а обслуживают политику государства. А нынешний страх перед грядущим накатом волны "иудейско-мусульманского экстремизма" (вне зависимости от того, кем он в действительности инспирирован) может служить одной очень прагматичной цели. С этой страшилкой Израиль в лице правительства Шарона получает в свои руки серьезный козырь на переговорах с палестинцами и мировым сообществом. Но это уже сугубо политический, а не религиозный вопрос.

Валерий Емельянов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования