Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Что такое духовная безопасность России? Совет Центрального округа в Курске попытался сделать Московскую патриархию полезной обществу


Венцом церковного праздника - дня рождения преподобного Серафима Саровского – стало событие государственное. Под конец всех торжеств прошел Совет Центрального федерального округа, посвященный духовно-нравственному возрождению общества и сотрудничеству власти с Русской Православной Церковью. Однако ключевым понятием встречи губернаторов и архиереев во главе с полпредом президента в ЦФО Георгием Полтавченко стало понятие духовной безопасности. Именно такого рода безопасность необходимо соблюдать всем российским чиновникам в стране. Сложность в том, что точного определения этого термина не существует. Совет ЦФО показал, что наша безопасность подобна двуликому Янусу, причем, одно ее лицо излучает доброту и стремление помочь страждущим, а другое лицо жадно рвется к власти, пытаясь отбросить на обочину других.

"Злое" лицо духовной безопасности обладает несколькими яркими чертами. Во-первых, это тесная "удушающая" связь Церкви с государством, когда власть берет на себя ответственность за "духовное воспитание" россиян и фактически подчиняет Церковь своим интересам. На Совете ЦФО мэр Москвы Юрий Лужков, в частности, утверждал, что государство и Церковь вместе вполне способны справиться с "глобализмом и американизированной массовой культурой". Лужков сетовал лишь на то, что центральная власть в лице правительства РФ не желает поддерживать Патриархию также целенаправленно, как это делает московская бюрократия.

Из подобного понимания отношений Церкви и государства органично вытекает стремление во что бы то ни стало насадить в школах "Основы православной культуры". За внедрение "Основ" в школы высказывался полпред Георгий Полтавченко. Судя по обращению Патриарха Алексия к Совету ЦФО работа по насаждению "Основ" в регионах округа идет полным ходом – этот предмет уже многие годы преподается в общеобразовательных школах Курской, Смоленской и Белгородской областей. Можно быть уверенным в том, что просьба предстоятеля РПЦ МП о распространении этой практики на остальные регионы будет удовлетворена. Правда, чиновникам все-таки придется учитывать то, что добровольно-принудительное включение "Основы православной культуры"в школьную программу часто вызывает возмущение широкой общественности и чиновников. Так было в Республике Коми, где министерство образования и директора школ просто перестали поддерживать отношения какие-либо отношения с епархией, и в Республике Алтай, где бывший губернатор Александр Суриков публично заявил о том, что повсеместное преподавание "Основ" в его многоконфессиональном крае невозможно.

Последняя черта "злого" лица духовной безопасности – это ксенофобия. Как записано в Концепции национальной безопасности, разработанной в недрах Совета безопасности России 10 января 2000 года, новой задачей чиновников, а особенно президентской ветви власти, является "противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров". Религиозный экстремизм в рамках этой концепции ставится на одну планку с международным терроризмом. На словах под экстремистами специалисты по религии в полпредствах понимают "ваххабитов" и "деструктивные секты". На Совете ЦФО Георгий Полтавченко подчеркнул, что бороться с сектами власть также должна совместно с РПЦ МП. На практике "экстремистами" в глазах чиновников и сотрудников МВД и ФСБ становятся либо довольно слабые и отнюдь не влиятельные в России движения, такие как Церковь Саентологии, либо уважаемые во всем мире и набирающие силу в нашей стране протестантские церкви.

Осталось раскрыть "доброе" лицо духовной безопасности, которое, несмотря на все сказанное, также существует. Лейтмотивом высказываний губернаторов и полпреда президента в ЦФО был призыв к Церкви стать более открытой и понятной обществу. Об этом свидетельствует курьезное в устах чиновника предложение главы Липецкой области Олега Королева о переводе богослужения на русский язык. Обеспечить "безопасность" общества должно также социальное служение. И Патриарх и Георгий Полтавченко много говорили о том, что Церковь должна участвовать в решении семейных проблем, помогать беспризорникам, нищим, пресекать распространение наркомании и т.д. Патриарх даже поставил перед Церковью чисто протестантскую задачу – воспитать "трудовую этику - такие ценности, как честность, ответственность, милосердие". В сфере социальной работы уже нет места ксенофобии, поэтому в одной акции друг с другом могут участвовать и те, кого обычно православные называют "сектантами". Так, Полтавченко отметил успешность антинаркотической акции "Поезд в будущее", пилотного  проекта, которой был начат в прошлом году. Наравне с православными в "Поезде в будущее" активное участие принимают пятидесятники из Российского Объединенного Союза христиан веры евангельской, во многом благодаря энергии пятидесятнического епископа Сергея Ряховского.

Нарисованные нами два лица, два понимания духовной безопасности несовместимы друг с другом. Однако их противоречивое сосуществование во многом определяет религиозную политику нынешней российской власти. Жаль только, что черты "доброго" лица нашей с вами безопасности тают на глазах.

Роман Лункин,
для "Портала-Credo.ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования