В информационном потоке последних дней хотелось бы обратить внимание на казус Шарон – Франция с религиоведческой точки зрения. Израильский лидер, открыто и определенно призвавший французских евреев срочно иммигрировать в Израиль, наткнулся в результате на столь же определенное неприятие этой идеи французскими евреями и охлаждение отношений по линии глав государств. Известно, что наиболее значительные потоки алии (иммиграции в Израиль) европейских евреев-ашкенази дают страны бывшего СССР и Франция. Причем, если иммиграция из СНГ, очевидно, имеет первоочередными "экономические причины", то алия из Франции мотивирована, не в последнюю очередь, религиозно-этическими соображениями. И еще один момент, только уже взятый не из информационного потока сегодняшнего дня. Израильский премьер Ариэль Шарон носит кличку Бульдозер. И это прозвище очень точно характеризует не столько внушительную комплекцию премьера, сколько его политику, часто ведущуюся напролом и совершенно не учитывающую, порой, не только нормы права, но и, что самое важное, политические реалии. Одним из политических дебютов, тесно связанного с хасидами премьера Шарона, было демонстративное восхождение на Храмовую гору в Иерусалиме и поддержка хасидского проекта по восстановлению Иерусалимского Храма. Результат не замедлил сказаться: в перманентном арабо-израильском конфликте резко усилилась религиозная составляющая. Мусульманская община Иерусалима и Израиля на весь мир резко заговорила о том, что одной из главных святынь ислама - мечети аль-Акса угрожает опасность разрушения (под ее фундаментом израильские археологи производят раскопки), а также резко запротестовала против решения властей страны о допуске на Храмовую гору, а, значит, и на территорию мечети аль-Акса, ортодоксальных иудеев и иностранных туристов . В решении израильско-палестинского политического вопроса религиозная составляющая вроде бы отошла на второй план. До тех пор, пока израильтяне не ликвидировали лидера исламского движения ХАМАС, слепого шейха Ахмеда Ясина, и его, едва заступившего на пост, преемника д-ра Рантисси. В сухом остатке результат этого следующий - ХАМАС сегодня фактически контролирует положение на "мусульманской улице", особенно в секторе Газа, а администрация Арафата активно теряет последние остатки политического авторитета и влияния. При этом последняя очевидно стремиться найти конструктивный компромисс. Так Арафат некоторое время назад решился на беспрецедентный для мусульманского политика шаг - признал Израиль как еврейское государство. Но израильский "Бульдозер" и его окружение по-прежнему идут напролом. Чего стоит, одно только публичное обсуждение вопроса о том похоронят ли пока еще живого 75-летнего Арафата на Храмовой горе, и каковы возможные последствия этого. Шаг сомнительный не только с политической, но и религиозно-этической точки зрения. Теперь, видимо, на расспросы о здоровье глава палестинской автономии будет отвечать, как в известном еврейском анекдоте: "Не дождетесь!". В последнее время также стала очевидной неразбериха в руководстве палестинской автономии, которая, очень вероятно, может кончиться приходом к власти ХАМАС или "Исламского джихада", как сил наиболее организованных и хорошо вооруженных. Однако израильское руководство ничего не предпринимает по этому вопросу. В то же время, оно с бульдозерным упорством продолжает терять и без того шаткие позиции в Европе. У Израиля есть проект по перспективной интеграции, в той или иной мере, в евроструктуры. Но...известный соцопрос, проведенный в странах ЕС, поставил Израиль как угрозу миру в мире даже перед Северной Кореей, Ираном и Соединенными Штатами. Несмотря на то, что рост антисемитских настроений в Европе вообще, и во Франции в частности, реально имеет место, все же их значение и опасность не следует преувеличивать. А публичные утверждения о том, что все сегодняшние беды Европы происходят из-за роста количества мусульман в этой части света и о том, что есть среди них "хорошие" мусульмане, которых Израиль поддерживает, и "плохие", которых Израиль не поддерживает, только усилят "брожение умов" среди мусульман и окончательно запутают ситуацию. Все равно французские евреи срочно и в массовом порядке не поедут в Израиль, несмотря на призыв лидера этой страны, проблемы с шапочкой-кипой в учебных заведениях, и намалеванные свастики на еврейских могилах. Ведь предстоит вернуться не только на Землю Обетованную, но в страну, вставшую благодаря такой вот "бульдозерной" политике, перед целым рядом "зависших" проблем, решение многих из которых может оказаться жестко силовым. А евреи, как известно, отличаются не только приверженностью своей религиозно-национальной традиции, но и практичностью. Вряд ли в массе своей они захотят стать заложниками складывающейся на Ближнем Востоке ситуации. Валерий Емельянов, для Портала–Credo.Ru |