Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Святая Олимпиада, моли Бога о нас? Как, кому и зачем молиться «православным олимпийцам»?


Уже совсем скоро в столице одного из немногих государств мира, официальной религией которого является православие, - в Афинах – стартуют летние Олимпийские игры. Подобного рода "ристалища" зародились в древней Элладе, были посвящены языческим богам, жившим на вершине Олимпа, от чего и получили свое название. В этом смысле можно говорить об Олимпийских играх как о культовом, почти литургическом действе. И современное их возрождение, на рубеже XIX и ХХ вв., с точки зрения ортодоксального христианского сознания, было, безусловно, результатом секуляризации и отступления от принципов древнего и средневекового христианства, каноническое право которого строго запрещает не только участие в подобных "ристалищах", но даже и наблюдение за ними.

В современной христианской среде бытует представление о том, что любое явление секулярной жизни можно - так или иначе - не то чтобы воцерковить, но, по крайней мере, "освятить", покропить святой водой. Критикуя подобный подход к нетерпимым с точки зрения ортодоксии явлениям, митрополит Антоний (Храповицкий) именовал его "католическим пастырским применением", то есть приспособленчеством пастырей к порокам и страстям своей паствы. Психологической основой такого приспособленчества являются не столько малодушие и слабохарактерность современных пастырей, сколько вполне прагматические соображения. Коммерциализация религиозной жизни - неизбежное следствие секуляризации жизни общественной. Только коммерческая религиозность может иметь "успех" в секулярном обществе, "обслуживая" его слабости и страсти. Конечно, в таком обществе в каком-то виде сохраняется и некоммерческая религиозность, но она неизбежно обречена на маргинальное прозябание где-то на обочине социальной жизни, в среде "социально неадаптированных" лиц, "вдарившихся в религию".

Попытка официальной Церкви Греции, а вслед за ней и православных Церквей других "традиционно православных" стран, как-то "оседлать" Олимпийское движение, получить свои дивиденды с самого факта проведения Олимпиады в столице номинально православного государства, вполне объяснима с точки зрения описанной выше доктрины "пастырского применения", которое давно перестало быть "эксклюзивом" католицизма. Современное "пастырские применение", о масштабах которого даже помыслить не мог Волынский архипастырь, простирается не только на области спорта, кино или пластической хирургии, но даже на такие явно греховные явления жизни, как проституция и мафиозный криминалитет. Скажем, в Италии действуют целые пастырские союзы, "специализирующиеся" на работе среди проституток и мафиози. При этом члены таких союзов отнюдь не задаются целью убедить своих подопечных прекратить торговлю своим телом или "разборки" на почве дележа награбленного. По словам самих "пастырей", они "привносят христианское начало" даже в те сферы жизни, в которые, вроде бы "по определению", не может проникнуть лучик Христова света. При этом соответствующие пастыри вполне признают право этих сфер на дальнейшие существование…

Архиепископ Христодул – предстоятель официальной Элладской Церкви – на фоне современного "мирового православия" выглядит достаточно консервативно. Его предшественник, Архиепископ Серафим, был значительно либеральнее. Однако и Христодул охотно служит молебны по случаю очередных побед греческих футболистов, разъясняя в своих проповедях, стараниям каких именно святых обязаны ничего не подозревающие футболисты своей внезапно свалившейся на их головы удаче. Очевидно, что число святых, вовлеченных в спортивные баталии и горячительные страсти вокруг перемещения мяча или еще какого-нибудь столь же бессмысленного предмета по полю, к Олимпиаде возрастет прямо пропорционально количеству видов спорта, представленных на Олимпийских играх. И неудивительно, если имя святой Олимпиады, значащееся в православных святцах, вскоре будет пониматься современным выхолощенным "православно-гражданским" сознанием как синоним победы сборных Греции, России, Грузии, еще какой-нибудь "православной страны", на очередном "ристалище".

Александр Солдатов


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования