Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Вера по понятиям. Зачем уголовному миру России понадобилась антисектантская риторика?


Православие, протестантизм и преступность… Трудно сказать, случайно или нет, но в информационном поле все чаще начинают звучать словосочетания "сектантство и преступность", "протестантизм и преступность" и т.п. То вдруг узнаешь, что на подобные темы пишутся кандидатские диссертации (например, работа А.В. Тонконогова "Сектантство как социальный феномен (исследование в среде осужденных к лишению свободы)", защищенная недавно в Российской академии государственной службы при президенте РФ (РАГС)). То вдруг получаешь известие о грубой клевете в СМИ на одну из евангельских Церквей - "Дело веры", - лидеру которой – епископу Юрию Дегтярю, - помимо огульного обвинения "в сектантстве", инкриминируется еще и криминальное прошлое.

3 июня газета "Инфо-Панорама" публикует статью "Во главе секты "Дело веры" стоит известный украинский мошенник Юрий Дегтярь", автор которой, не стесняясь в выражениях, поносит возглавляемую Ю. Дегтярем Церковь, называя ее бандой, и при этом не приводя ни одного аргумента. Причем в качестве подписи под клеветническим материалом оказывается интересное пояснение: "Это письмо написал Бузанов С.В. в организацию "Православная молодежь Удмуртии". Казалось бы, случай достаточно тривиальный – некий горячий православный ревнитель спешит разоблачить чуждых его верующему сердцу "сектантов"…

Однако оказывается все не так просто. В опровержении, опубликованном в той же газете 30 июня, указывается, что сам автор статьи был неоднократно судим, и даже саму статью написал из следственного изолятора, в котором содержится за совершение очередного тяжкого преступления.

Наиболее достойным внимания во всей этой истории оказывается сама по себе попытка рецидивиста использовать православную газету для того, чтобы очернить протестантов, то есть сыграть на межрелигиозном противостоянии, которое существует между православными верующими в России и "нетрадиционщиками".

Что может стоять за подобным инцидентом? Чем прогневал преступника епископ евангельской Церкви "Дело веры" Юрий Дегтярь?

Если смотреть на это событие "локально", то остается предположить, что в Церкви, возглавляемой Юрием Дегтярем, есть члены, вышедшие из преступного мира и ранее связанные с С.В. Бузановым, а теперь отказавшиеся сотрудничать, а может быть, еще и выдавшие правосудию самого автора статьи-письма…

Подобные примеры можно обнаружить и внутри российского православия. Ведь известно, что православная Церковь в России, как только у нее появилась свобода, не дожидаясь еще создания соответствующих "Отделов по взаимодействию…" и официальных соглашений с пенитенциарными структурами, начала работать с заключенными. Пионером здесь оказалась Наталья Высоцкая, создавшая и возглавившая первую общественную организации по реабилитации преступников еще в начале 1990-х годов. Работа велась в форме переписки православных верующих с рецидивистами, где миряне выполняли роль духовных наставников, утешавших "в темнице сущих".

У той части преступного мира, которая не желает меняться, несмотря на все суеверное отношение к православию (оно достаточно сильно), есть немало причин относиться к нему с презрением. Об этом свидетельствует и размах "промысла иконами", и кражи икон и церковной утвари из храмов, ставшие повседневной реальностью российской жизни.

Однако, когда дело касается отношения к инославным, то оказывается, что к ним отношение уголовников в России еще хуже. Такое ощущение, что уголовники заинтересованы в стравливании православных с другими верующими…

Конечно, этот феномен можно попытаться объяснять болезненно-обостренной психологией преступного мира, усугубленной характерной для преступников привычкой делить общество на "своих" и "чужих". И здесь, как-то подспудно, пусть на уровне подсознания, криминалитет проецирует это на религиозную плоскость: православие в России оказывается более "своим", чем "чужие", "сектанты", "инославные"…

Но заинтересованность уголовников в стравливании конфессий можно объяснить желанием ослабить "морализаторские силы". Ведь любые религии не приветствуют криминала, невзирая на разногласие в вероучительных доктринах. Ведь протестанты, в том числе и "сектанты", несмотря на отсутствие соответствующих PR-хвалебнов в СМИ, уже около 15 лет проповедуют в тюрьмах, стараясь вырвать рецидивистов из криминального мира.

Об этом говорят неоднократные признания самих протестантских лидеров, заявляющих, что "наши прихожане - это вчерашний рецидивист и профессор вуза, врач и домохозяйка, безработный и успешный менеджер". Об этом можно узнать, поприсутствовав на харизматических собраниях, где иной протестантский неофит перед крещением может даже во всеуслышание заявить: "А я до обращения ко Христу грабил банки!"

Но, чтобы объяснить ненависть преступного мира к протестантам, нужно учитывать еще одну принципиальную вещь. Дело в том, что этика протестантов и их социальная позиция в особой степени сориентированы на современность. Так или иначе, на современность сориентировано и протестантское видение криминальной ситуации в России.

Для того, чтобы проиллюстрировать остроту и специфическую оптику протестантской этики, приведем один пример из сферы современного протестантского искусства, обнаруженный сегодняшним исследователем протестантизма Романом Лункиным. Протестантское искусство, в данном случае, может пролить свет на реалии протестантской жизни, понятные пока лишь самим протестантам.

Рок-опера "Кифа", поставленная одной из харизматических Церквей, рассказывает об отречении апостола Петра от Христа и о его покаянии. Так, в постановке "Кифа" силы зла олицетворяют не "инославные", "сектанты" или какие-либо иноземные "враги русского народа", а бандиты. И именно они приезжают на место встречи с апостолом Петром на черных джипах, и именно они заставляют Петра отречься от Бога…

Борис Кнорре,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования