В столице бывшей солнечной, советской социалистической, а ныне просто Республики Азербайджан побывал с визитом генерал Первез Мушарраф, президент Исламской республики Пакистан. Он наговорил много хороших (для азербайджанцев) вещей, а также поделился своим видением перспектив развития мусульманского мира. Очень красноречивым жестом стала открытая поддержка Пакистаном позиции Азербайджана по вопросу о Нагорном Карабахе (а ведь это особенно болезненный вопрос для России, демонстративно поддерживающей Армению). Азербайджанскую аудиторию также поразили слова Мушаррафа о том, что терроризм нельзя связывать с исламом, что теракты происходят и в самих мусульманских странах, и потому именно последние должны встать в авангарде борьбы с этим злом. По мнению Мушаррафа, магистральная перспектива мусульманского мира лежит во всемерном развитии либерального просвещения и современной науки, а также реформировании Организации Исламская конференция (ОИК) и международных мусульманских экономических структур. "Исламский мир богат, но разобщен", - резюмировал генерал. Кстати, на родине у Мушаррафа проблем тоже хватает: экономический застой, бедность, взрывы в шиитских мечетях и дискриминация христианского меньшинства. Из истории известно, как зачастую генералы "душой радеют" за развитие наук и просвещения, да и слов красивых при этом говорится вокруг немало. Но есть три обстоятельства, заставляющие проанализировать генеральские декларации достаточно внимательно. Первое: генерал Мушарраф – президент государства, полное название которого Исламская Республика Пакистан. Второе: Первез Мушарраф - мусульманин. И третье: он не араб. Попутно заметим, что сентенции генерала о необходимости развития науки и образования в мусульманских странах стали в последние годы "дежурным блюдом" всех его публичных выступлений и визитов. Разве что только в Азербайджане в это блюдо была добавлена местная приправа в виде позиции по Карабаху. А с точки зрения политического статуса генерала Мушаррафа, его речи на перспективу означают следующее. Известен проект по демократизации-либерализации стран Ближнего Востока, причем с сохранением и даже с усилением их мусульманской самоидентичности. К Турции, которую в свое время назначали ответственной за материальный и духовный прогресс в этой части земного шара, активно набивается в союзники Пакистан. Это президент Мушарраф дал понять в своих выступлениях в июне по поводу стамбульского саммита. И сам он активно позиционирует себя как один из авторитетов мирового ислама, амплуа которого - призыв к просвещению и науке. Кстати, об амплуа двух других: у турецкого премьера Реджепа Эрдогана - это возможность многоаспектной интеграции с Западом, а один из самых авторитетных современных исламских богословов шейх Юсуф Кардави символизирует своей персоной арабско-аравийскую традицию ислама, ориентирующуюся на ортодоксальный суннизм. Но в арабской части мусульманского мира проект "Великого Ближнего Востока"пробуксовывает. И новым глобалистским исламским проектом может стать ось мусульманских неарабских стран. Кстати, такая ось - Анкара-Тегеран-Исламабад - уже существовала в прошлом столетии, вплоть до Исламской революции в Иране 1979 года. Эта ось была передовой линией американского геополитического контроля у границ СССР и арабского мира, тогда также антизападно настроенного. Любопытно, что свои симпатии к созданию подобной оси выражает и РПЦ МП, которая активно ведет "богословский диалог" именно с Ираном, а не с кем-либо из исламских авторитетов арабского мира. Впрочем, шиитский Иран ведет во многом свою игру, и его, видимо, намечено заменить в новой оси на Азербайджан. Однако, последний выглядит очень уж "светским". Этой стране явно необходима "исламская" прививка, она должна лучше и яснее осознать свою причастность к мусульманскому миру. И одной из целей миссии Мушаррафа было напомнить новому молодому лидеру в Баку об этом. В конце концов, это очень позитивный процесс - интеграция мусульманского мира, его стремление к развитию. Но у Пакистана, кстати, обладающим ядерным оружием, хронический конфликт с Индией (тоже этим оружием обладающей), за которой стоит Россия. Второй же стороной в Карабахском конфликте, как известно, является Армения – единственный военно-стратегический союзник России в Закавказье. Кроме того, у карабахской проблемы есть весьма весомый потенциал для того, чтобы принять формы межрелигиозного, мусульмано-христианского конфликта. Обо всем этом следует помнить. Валерий Емельянов, для "Портала-Credo.Ru" |