Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

"Средство передвижения". Мотивы отказа от нового паспорта отражают религиозную реальность постсоветского общества.


Начнем, перефразируя известное высказывание киногероя, с такой исторической аксиомы: паспорт - не роскошь, а средство передвижения. Как в прошлом, так и сейчас, паспорта нужны, в первую очередь, тем, кто путешествует или контактирует с государством за пределами собственного поселения. Паспорт помогает установить подлинность адресата, когда деньги выдаются не конкретному, известному хотя бы в лицо гражданину, как это мы делаем, когда даем деньги в долг соседу или передаем их родственникам и друзьям. Тем не менее, перевод, пенсию или даже деньги со счета в банке может получить и другой человек, а не тот, кому положено, если выдающий деньги работник не догадается сличить фотографию в паспорте с наличествующей персоной. К примеру, недавно в Ивановской области был вынесен приговор по делу монастырского трудника, который, вытащив из сейфа паспорт и сберкнижку настоятеля, похитил с его счета в Сбербанке и потратил на свои нужды (теперь уж не вернешь!) почти 300 тысяч рублей. Надо было сотруднице Сбербанка "хоть взглянуть на лицо стоящего перед окошечком человека и на фото в паспорте. Ведь священнослужитель с трудником - ни капельки не похожи", отмечает местная газета.

Однако паспорт никогда не был более идеальным средством опознания человека, чем так называемая очная ставка. Во-первых, сама массовая фотография появилась не так уж давно: еще в начале XX века паспорта - это листки бумаги, куда вписан маршрут следования, сословие и приметы гражданина.

В советские паспорта фотографии начали вклеивать только с 1932 года. К концу 1936 года во всех удостоверениях личности фотографии появились. А до этого опознание проводилось весьма примитивно - путем встречи со знакомым. Поэтому Хлестаков мог так легко мошенничать в городе, где его никто не знал. Роль паспорта в такой ситуации играли соответствующие одежда и манеры.

В тюрьме и на каторге тоже мог оказаться любой - и мужик, и благородный дворянин, а потому их следовало ошельмовать - то есть обрить половину головы, чтобы создать особую примету, позволяющую опознать среди внешне похожих людей. Это еще ничего, а то ведь когда-то эту примету выжигали каленым железом. С другой стороны, фотографию оказалось возможным переклеить. Подделка, впрочем, операция более серьезная - включает в себя и бланк, и фотографию подлинную, но для наших нужд достаточно того, что паспорт есть лишь бумага, с которой можно сличить персону.

Кстати, для нужд этой самой персоны оказывается теперь весьма удобно иметь не один, а два (по крайней мере) паспорта. Например, чтобы предъявлять второй паспорт за пределами России, когда может возникнуть вопрос об истечении срока визы. В наши дни продвинутые бизнесмены без особых затруднений получают второй паспорт, чтобы избежать всяких вопросов. Достаточно найти подходящее государство и заплатить какие-то деньги, чтобы жить по другому паспорту, если возникнет нужда.

Да, по заявлению МВД, в ходе паспортной реформы удалось задержать более 86 тысяч преступников, выявить более 145 тысяч человек, находящихся в розыске. Это, очевидно, такого мелкого масштаба были преступники (например, оштрафованные за безбилетный проезд) и находящиеся в розыске (например, скрывающиеся от уплаты алиментов), что они сами явились в органы в надежде, что о них позабыли. А вот о других, которые прекрасно понимают, что о них не забыли и что самим являться в органы глупо, мы узнали только то, что они за паспортами не пришли.

Но есть и вторая группа тех, кто думает, что о них не забыли - это разнообразные "жители городских свалок". Им для сдачи бутылок и прочего непритязательного труда паспорта не требуются, однако нельзя сказать, что они не явились для обмена совсем уж без всякой идеологии. В основном ведь это люди, для которых СССР, советское государство, был чем-то вроде отца. Если вести себя хорошо, отец давал награду, если нет - наказывал.

Многие из них были и остаются уверенными, что государство хоть одним глазком присматривает за ними, за тем, как они себя ведут. Пьют ли беспробудно, нюхают клей, или все-таки соблюдают какие-то правила хорошего поведения. Они бы и паспорт получили, если б государство как-то серьезно этого потребовало. Но, поскольку государство не подает особых сигналов, не преследует их, чтобы разместить в своих особых приемниках и укрытиях, то самим, как они полагают, не стоит проявлять инициативу.

Еще одна сравнительно небольшая группа новых "беспаспортников" тоже живет в ином государстве, и тоже верит, что когда-нибудь будет разыскана им и вознаграждена за послушание. Это те, кто по идейным мотивам сохранил паспорт СССР. Они родились в том государстве, выросли в нем, и в нем же хотят умереть. Многие из них наверняка никогда за границей и не бывали, поскольку мир для такого типа людей начинался и завершался у границ СССР. Они жаждут воскресения Сталина и Андропова, с надеждой носят красные знамена и портреты вождей, но предъявлять в этом их волшебном мире, на этой, если будет уместно так выразиться, "свалке истории", российский паспорт попросту негде.

Однако было бы ошибочно, как делают это теперь многие журналисты, говорить обо всех тех, кто остался без нового паспорта, - "обладатели серпастых-молоткастых". Если бы так было, то о подлинно религиозных мотивах отказа от новых российских паспортов вообще не могло быть и речи. Нельзя же считать религией веру в государство СССР.

Тут ведь другое: отмечены даже случаи, когда новые паспорта сдавали в паспортный стол или сельсовет, чтобы избавиться от "бесовского знака". Надо полагать, что за любыми объяснениями и явно придуманными историями насчет того, что в паспорте "бесовские знаки", скрывается нечто большее, и в самом деле относящееся к религии. Говорят, что со старым паспортом нельзя будет ни заключать какие-либо юридические сделки, ни купить билеты на самолет или поезд, ни получить заказное письмо на почте или даже пенсию. По данным Пенсионного фонда, около двух тысяч пенсионеров - верующих, малоимущих или прикованных к постели, - все еще не поменяли старый паспорт на новый. А ведь Апокалипсис предупреждает: знак Антихриста будет именно таков, что без него нельзя будет ничего купить или продать…

Хорошо, пусть старый документ - в соответствии с известным определением Верховного суда - на почте все-таки примут (напомним, что четвертое из таких определений было дано 15 июня по делу гр-на Корковидова; оно гласит, что паспорта гражданина СССР образца 1974 года действительны и после 1 июля 2004 года). Но как быть тем, кто сдал и советский, а потом и российский паспорт, как поступить тем, кого задержит где-нибудь алчущая взяток милиция и без всяких отговорок оштрафует на сто рублей? Вероятно, эти люди понимают, что им лучше никуда не ездить. А если сидеть на месте, в своей деревне, и предъявлять паспорт только в почтовом отделении при получении пенсии, то пенсионеры и с советским паспортом дотянут до могилы. Молодые же отказники от паспорта - это в основном монахини, по определению живущие вне мира. Это другим нужны поезда и самолеты, мобильники и компьютеры. А для них достаточно и света свечей, да накопать овощей с ближайшего огорода.

Поразительно, что в этой идеологии религиозного отказа мы вновь возвращаемся к той системе отношений человека и мира, плодом которой стал нынешний паспорт. Если никуда не ездить, то он, по идее, и не нужен. Только вот вопрос: а было ли это понято и осознано всеми участниками "беспаспортного" проекта, или для большинства из них житие без паспорта должно - по их не всегда оглашаемой идеологии - продлиться совсем недолго. Раз для меня лично возникла такая необходимость, то почему конец света не должен настать в те сроки, в какие мне это нужно, думают они. Но не глупо ли придавать паспорту большее значение, чем нумерованному автобусному билету, по цифрам которого в далекие уже 1960-е тоже гадали о ближайшем будущем?

Валерий Никольский, для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования