Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Символ «власти «питерских». Тихвин – сакральный центр современной российской власти?


Сегодня, 9 июля, или, точнее, 26 июня по "старому стилю", — память Тихвинской иконы Божией Матери. Эта византийская икона с конца XIV века хранилась в монастыре на берегу реки Тихвинки, а в 1941 году, когда город, возникший вокруг обители, заняли немцы, была оттуда вывезена — чтобы, в конце концов, объявиться в США. Покойный архиепископ Иоанн (Гарклавс), который вывез икону, завещал своим потомкам вернуть ее в Тихвин тогда, когда там "не останется ни одного коммуниста". В результате, икона оказалась в Тихвине сегодня, 9 июля 2004 года. Потомки архиепископа то ли просто поторопились, то ли решили не считаться с последней волей многолетнего хранителя иконы.

Впрочем, тихвинские коммунисты если и приняли какое-то участие во встрече иконы, то, надо думать, самое скромное — соответствующее их скромному положению в современной российской жизни, которой хозяева — не они. А икону пригласили в Россию и принимали как раз "хозяева жизни". Привычные атрибуты их власти, оставшиеся в наследство от коммунистов, — машины с мигалками, перекрытое движение, вежливые уведомления обывателей о том, когда и куда им лучше не ездить и не ходить, "пригласительные билеты", пресса, охрана, охрана и еще раз охрана — всем этим хозяева щедро поделились с иконой. Как прежние купцы вешали на икону снятые с себя драгоценности, так нынешние новые русские православные соорудили для нее два киота, переносной и стационарный, бронированные по последнему слову техники и общей стоимостью 60 миллионов рублей.

VIP-икона как символ нынешней власти эффективных собственников. Продолжение пелевинской темы "Господь для солидных господ".

Мало кто знает, что все эти церемонии возникли не на пустом месте. Дело в том, что Тихвинская икона — это и на самом деле символ власти и даже, если угодно, символ "власти "питерских". Когда-то ее почитание и явление в Северо-Западном крае России, столицей которого в свое время стал и до сих пор остается Санкт-Петербург, было строго аналогично почитанию иконы Владимирской Божией Матери в России центральной, — а эту святыню князь Андрей Боголюбский едва ли не украл из Киева как благословение своему роду на великое княжение. Новгородской Руси, чтобы считать себя в равной мере самостоятельной по отношению к Владимиру, Москве или Твери, был необходим аналогичный образ, и он явился.

Теперь, однако, оскудела Русь подлинниками чудотворных икон, а образ Владимирской Богоматери не удается — без слишком откровенных и грубых нарушений законов — вырвать из цепких рук музейщиков. В то же время, былые распри между Новгородом и Москвой перестали быть актуальными, особенно если вспомнить о питерском происхождении столь многих нынешних высших госчиновников. Поэтому — почему бы и не Тихвинская, коль скоро она "сама" идет в руки? И даже не просто идет — а, повторяя на современный лад повесть о своем обретении в XIVвеке, — летит, хотя и не из Царя-града, но из его современного аналога — из Чикаго. Может быть, параллель была бы еще более точной, если бы икона вторично прилетела в Тихвин из Нью-Йорка, но, пожалуй, символически для нас сейчас еще актуальнее город Алькапоне — чтобы не затерся мотив эстафеты святыни от новых американских к новым русским.

Итак, российская власть, официальная и неофициальная, действует глубоко традиционно, создавая себе новый сакральный центр. Такие вещи не все могут заметить и сформулировать, но подсознательно это воспринимается всеми. Это, действительно, важное государственное дело. Однако, сама российская власть, ни официальная, ни неофициальная, не является традиционной в обычном для православных стран смысле слова. Сама страна у нас сейчас не православная и не традиционная — а вообще непонятно какая.

Укрепится ли в народном сознании символическая связь между властью и новой святыней, или, напротив, нетрадиционность власти окажется по отношению к этой святыне только больше подчеркнутой? — Пока, похоже, второе: программа светских торжеств на ближайшие три дня в Тихвине, определенно, показывает, что никто не знает, в чем же именно должно состоять народное ликование по случаю прибытия святынь. Пока что пошли традиционным путем советских массовиков-затейников.

Разумеется, самый вероятный исход дела — третий: власть постепенно забудет об иконе — от неумения ею воспользоваться, верующие поклонники святыни — о власти. И напоминаниемо нынешних политико-символических бурях вокруг иконы останется только пуленепробиваемое стекло ее нового киота.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования