Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Земля пока "под паром". Исполнилось два года "исторической инициативе" сенатора Старикова о реституции церковных земель


Проблема реституции церковного имущества все еще стоит на повестке дня. К ней периодически обращаются политики - разных ориентаций, - ее наверняка вновь будет рассматривать Архиерейский Собор РПЦ МП, намеченный на октябрь нынешнего года. Но проблема эта не так однозначна, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что до 1917 года (по крайней мере, с XVIII в.) РПЦ не была отделена от государства и являла собой государственное "ведомство православного исповедания" во главе с высшим государственным учреждением – Святейшим Правительствующим Синодом. Поэтому то, что сейчас принято называть "церковной землей", в большинстве случаев принадлежало государству. Однако, большинство монастырей владело-таки собственными земельными угодями, доставшимися им в наследство от крепостного времени, когда за монастырями закреплялись деревни и села с крестьянами. Именно монастырские земли и составляют большую часть церковной собственности, потенциально подлежащей реституции.

Сразу же после прихода к власти большевиков и издания ими знаменитого декрета "Об отделении Церкви от государства..." все монастырские земли были национализированы. Кое-где монахи попытались сохранить хотя бы частичный контроль за этими угодиями, создав сельхозартели. Наиболее успешные из этих артелей дожили до нэпа, но в конце 20-х годов, с началом сплошной коллективизации, были ликвидированы. В 1929 году советское законодательство о культах (дожившее, кстати говоря, до 1990 года) закрепило уже действовавшее положение о том, что религиозные организации в СССР не могут обладать статусом юридического лица, а значит быть собственниками имущества. Храмы и даже церковная утварь предоставлялись им лишь в пользование, но о пользовании землей не могло быть и речи. Лишь после 1943 года, когда Сталин круто изменил свою церковную политику, создав марионеточную Московскую патриархию и передав ей часть закрытых храмов, вопреки закону 1929 году, монастырям стали передавать небольшие земельные наделы для ведения подсобного хозяйства. Впрочем, в ходе "хрущевских гонений" начала 1960-х годов, почти все "незаконные" наделы были у монастырей вновь изъяты.

В настоящее время церковное землепользование регулируется либо законодательством об охране памятников, каждый из которых должен иметь свою "охранную зону" на прилегающей к храму территории, либо договорами монастырей с местными администрациями и сельхозпредприятиями, безвозмездно передающими землю в пользование (и очень редко – в собственность) обителям. Точное количество находящейся в церковном ведении земли подсчитать невозможно из-за отсутствия в России единого земельного кадастра. Но эксперты оценивают это количество в несколько десятков тысяч гектаров. Однако, говорить о современной РПЦ МП как о крупном землепользователе не приходится, потому что землей пользуется не Церковь в целом, а ее отдельные подразделения, и о том, как осуществляется это пользование и какой оно приносит доход, церковное руководство подчас ничего не знает.

Священноначалие РПЦ МП никогда не настаивало на полной реституции церковных (точнее – монастырских) земель. Архиерейский собор 2000 года обратился к президенту лишь с просьбой вернуть церковные здания или, взамен разрушенных, выплатить компенсацию. Столь "смиренную" позицию церковного руководства тогдашний управляющий делами Московской патриархии митрополит Сергий (Фомин) объяснил так: "РПЦ не требует возвращения всех без исключения земель, ранее принадлежавших Церкви. Какие-то земли давно застроены домами и поселками — не разрушать же их... Но постепенный процесс передачи монастырских земель сегодня необходим".

Церковные "низы" относятся к идее реституции церковных земель довольно индеферентно. Наиболее успешные с точки зрения бизнеса настоятели храмов и наместники монастырей и так пользуются землей в нужном им объеме. Менее успешные священнослужители, а тем более миряне, отдают себе отчет в том, что к "кормушке" их никто не подпустит и лично они мало выиграют от передачи земли отдаленному монастырю или епархиальному управлению. В большинстве случаев, только политически активные представители православно-патриотических объединений выступают за немедленное возвращение Церкви всей ее собственности. Но эти выступления – часть идеологии таких движений, а никак не выражение их экономических интересов.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования