Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Игры иерархов. Итоги переговоров РПЦ МП и РПЦЗ(Л) глазами психолога и почти научным языком


Во время минувшей встречи представителей двух "ветвей" Русской Православной Церкви наблюдателя не оставляло ощущение того, что проигрываются какие-то хорошо известные из прежних фильмов сценарии. Под конец встречи так и хотелось спросить виртуального "Киркорова" в рясе: "А почему в вашем творчестве так много римейков?".

Жанр, к которому принадлежат эти сценарии и прежние фильмы, поначалу было трудно установить – все известные дипломатические игры цивилизованного мира явно не вписывались в рамки картины и даже выпадали из них. И только когда встреча завершилась, и отдельные пазлы сложились в цельный образ, удалось определить: игры эти и правда широко известные, но обычно распространены они в совершенно другой среде – среди примитивных обществ или очень далеких социальных субкультур. Открытие было настолько ошеломляющим, что пришлось заглянуть в специальную литературу по описанию подобного рода игр – увы, все сходилось. Попробуем это показать, опираясь исключительно на внешнюю, четко прорисованную канву событий, которая предоставляет возможность только для однозначных интерпретаций. Там же, где рисунок заретуширован, иногда будут предприниматься попыткиразглядеть исходные черты, заранее оговаривая эти случаи.

Анализ показал, что высокие встречающиеся стороны играли одновременно в три игры:

1.Игра, которую представители МП навязали представителям РПЦЗ(Л) против воли последних, — "Прописка". Подробнее о ней находим в книге: В.Ф. Пирожков "Законы преступного мира молодежи (криминальная субкультура)" (Тверь, 1994) . Соответствующий раздел – "Прописка" в криминальной субкультуре":
"Прибытие или вступление новичка в любую социальную общность - это важное событие и для него, и для старожилов.

"Прописка" в уголовном мире - это: 1) процедура проверки и принятия новичка в преступную группу и иное сообщество ("хату", "круг", "контору", "семью", "стаю", "бригаду" и т.п.); 2) получение "лицензии на занятие преступным промыслом на определенной территории и в определенной сфере.

Рассмотрим "прописку" как процедуру принятия в состав группы нового члена. Ее функция - изучить новичков, прибывших в данное учреждение, или лиц, появившихся на данной территории; выявить степень их соответствия данной субкультуре и готовность следовать ее нормам, определить их статус, права, обязанности, место в социальном пространстве группы.

Прописка" проводится с использованием "приколов" - системы тестов в виде загадок, хитростей, игр, шантажа, клятв, имеющих целью поймать, уличить (т.е. "приколоть") человека в незнании каких-нибудь правил, норм и требований данного общества". Конец цитаты.

Теперь рассмотрим исключительно событийную канву недавно прошедшей встречи, останавливая внимание на самых жирных, четко проведенных линиях:

1. Встреча первоиерархов заранее подготавливалась, оговаривалась, два раза откладывалась, и, наконец, за два месяца до событий сроки устанавливаются и даже назначается точная дата – 18 мая.

Тем не менее, встреча происходит 14 мая, несколько раньше, чем было декларировано за два месяца. Поскольку в этой истории даты играют фатальную роль, остановимся подробно на первой жирной черте: кто устанавливал сроки –РПЦ МП или РПЦЗ(Л)? Совершенно очевидно, что – приглашающая сторона: она должна была подготовить мероприятия, и право последнего слова оставалось за ней, кроме того – не она выступалапросительницей в этой истории. Заретушированной частью рисунка на этом участке остается вторая сторона: понятно, что она не была абсолютно бездумна и не полагалась полностью на русское "авось", но до какой степени ляпсус с датами входил в планы хотя бы нескольких ее представителей, имеющих право голоса, и в какой степени был навязан РПЦ МП – остается сокрытым ретушью и не входит в зону нашего анализа. Ясно одно: была предложена полностью невыигрышная для РПЦЗ(Л) ситуация, и предложение было принято.

Что мы имеем далее? 14 мая делегация прибывает в Москву. Программа мероприятий на первый взгляд выглядит безобидно. В тот же день происходит теплая встреча с Патриархом Алексием и обсуждаются пасторальные планы.

И вдруг, на следующий день — неприятный, "нежданный-негаданный" сюрприз. На Бутовском полигоне начинаются совместные молитвы – но как не помолиться вместе, когда вас так тепло приняли, и тем более не помолиться о священномучениках, и тут же возникает первая "неловкая ситуация" — Патриарх Алексий в свой речи сообщает: "Здесь не только место великой трагедии России, но и место великой славы русского Православия. Здесь отверзлись врата адовы, но не смогли одолеть они Церковь Христову". Патриарх сообщает, что престолу Божию в равной степени предстоят и подлинные исповедники-тихоновцы, и соглашатели-сергиане, которые выполнили все условия безбожной власти, но все равно угодили под ее каток, поскольку та власть еще не умела наносить "точечных" ударов. Ситуация, из которой возможен только один дипломатичный выход: промолчать и сделать вид, что ничего особенного не произошло. Или же высказать резкий протест. Делегация выбрала первое. Но на этом ее испытания не прекращаются: из той же речи гости узнают, что – упс! — вот такое совпадение: именно сегодня отмечается годовщина кончины - причем круглая! - митрополита Сергия Страгородского: "Среди расстрелянных здесь одни принимали тот путь устроения церковной жизни, которым шел митрополит, а впоследствии Святейший Патриарх Сергий, 60-летие со дня кончины исполняется сегодня". Опять гости поставлены перед жестким выбором. И опять выбирают "мученический путь". Впоследствии, по завершении поездки, они напишут в свое оправдание: "Поездка дважды откладывалась, и только по нашем прибытии в Россию стало ясно, почему мы совершили ее, по промыслу Божию, именно в мае. Первое богослужение, за которым мы молились, была Божественная литургия на Бутовском полигоне, на месте убиения безбожниками тысяч и тысяч русских православных людей, в том числе архиереев и священников. Патриарху сослужил сонм архиереев и более 300 священников. После литургии один протоиерей Московского Патриархата нам поведал: "Сегодня земля нам служила живым антиминсом. Кровь Новомучеников стала тем знамением, под которым затем проходила вся наша поездка-паломничество". Но красивыми словами редко кого удается обмануть, особенно когда звучат они "задним числом".

2. Далее со стороны может сложиться впечатление, что в виде награды за хорошее поведение наступает увеселительная часть. Однако, на самом деле здесь происходит еще одна игра.

Гостей развозят по "местам славы", поводок ослаблен, но – до известного предела. И вот еще одна жирная черта: гости во время поездок посещают только храмы РПЦ МП и ни разу не заходят в приходы РПЦЗ(Л), даже если находятся в одном из городов, где эти приходы имеются (лишь в последний день митрополит Лавр бегло навещает свое подмосковное подворье). Более того – священники и архиереи РПЦЗ(Л) никогда не включаются в списки приглашенных на всяческие местные торжества по случаю прибытия делегации, и одному из них, епископу Евтихию, даже приходится идти на обман, чтобы встретиться со своим первоиерархом, пребывающим в Екатеринбурге. На официальном сайте РПЦЗ(Л) об этом ни слова. Все это напоминает другую игру, описанную в книге Э. Берна "Игры, в которые играют люди". На этот раз игра ведется с обоюдного согласия, как всегда бывает с подобными играми. В литературе она носит название "Давай надуем Джо" (ДНД):

"Примером долговременной игры в ДНД может быть мошенничество. Сюда же относятся разные мелкие проступки, а также шантаж. Проиграть в ДНД может только человек, у которого мания воровства, как говорят, в крови, потому что в качестве первого хода Блейк говорит Уайту, что простофиля Джо только и ждет, чтобы его обманули. Если бы Уайт был абсолютно честен, то он либо отказался бы принимать участие в игре, либо предупредил бы Джо. Но он не делает ни того, ни другого. И обычно в тот момент, когда Джо вот-вот должен попасть впросак, что-то вдруг происходит не так, как было задумано, и Уайт обнаруживает, что это он оказался в проигрыше". Понятно, что в роли Блейка тут выступила РПЦ МП, Уайта – РПЦЗ(Л), а Джо – российские последователи РПЦЗ(Л). Всем известно, с какими трудностями и преследованиями сталкивались люди, ушедшие в Зарубежную Церковь на территории России. Именно они активнее всего выступают против объединения, так как понимают, что МП никогда не сможет вполне "простить" их. Это понимают и их братья за границей, и, очевидно, поэтому согласились принять участие в этой игре – полностью игнорировать своих российских собратьев и паству, отдав их "на откуп" брату Блейку. Но, в отличие от зарубежных собратьев, российским епархиям РПЦЗ(Л) уже нечего терять, кроме своих цепей. Зарубежники же проиграли и в этой игре: перед всем миром они оказались выставлены как те, кто "сдают" и отрекаются от своих.

3. Но и РПЦЗ(Л), в свою очередь, навязала РПЦ МП некоторую игру, которую той пришлось принять. Игра описана в той же книге Э. Берна под названием "Вы должны меня выслушать":

"Она состоит в том, что обитатель исправительного или лечебного учреждения требует выслушать его жалобы. Сами жалобы часто не имеют отношения к делу. Главная цель просителя — убедиться, что администрация согласна его выслушать. Если администраторы по ошибке решат, что проситель ждет каких-то действий по устранению причин жалобы, и в этой связи откажутся его выслушать, это может привести к неприятностям. Если они согласятся пойти ему навстречу и попытаются устранить причины жалоб, то поток их лишь увеличится. Если же представители администрации просто выслушают его, терпеливо и с интересом, то игрок в "Вы должны меня выслушать" будет вполне удовлетворен, даже будет готов сотрудничать с администрацией и больше ничего не станет требовать.

Администраторы должны уметь отличать игру "Вы должны меня выслушать" от серьезных требований, в связи с которыми следует предпринимать незамедлительные меры" (Э. Берн).

Именно такую игру мы и наблюдаем во время совместных переговоров: зарубежники постоянно констатируют, что переговоры прошли успешно и вызвали чувство глубокого удовлетворения, но когда их просят привести конкретные пункты и параграфы, по которым произошли хотя бы какие-то положительные сдвиги, оказывается, что им нечего ответить – на все примеры они получают справедливые возражения: "Но ведь это когда было! – еще задолго до переговоров. А сейчас вы чего добились?"

Подводя итог, приходится признать, что во всех видах игр зарубежники потерпели поражение. И так ли уж велика в этом заслуга РПЦ МП?

А. Нуне,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования