Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Церкви надо бы поактивнее работать с молодёжью...


Главы трех протестанских деноминаций России назвали среди причин трагедии на Манежной площади равнодушие Церкви к проблемам молодежи. "Ни власть, ни Церковь не влияют сегодня на молодёжь", -- заявил Сергей Ряховский, председатель Российского объединенного союза христиан веры. Он подчеркнул также, что Церковь "не даёт альтернативы духовному вакууму, возникшему после распада СССР". Юрий Сипко, председатель Союза евангельских христиан-баптистов РФ, отметил, что "Церковь в России также не выполняет свою задачу по духовному и нравственному воспитанию молодёжи".  Павел Окара, председатель Союза христиан веры евангельской-пятидесятников, отметил: "Верующая Россия" -- этот миф был разрушен 9 июня на Манежной площади".

"Но несколько тысяч подростков – это не вся Россия, -- возразит оптимистически настроенный православный. -- Зайдите в наши храмы, посмотрите, сколько там молодых прекрасных лиц!" Пожалуй и правда. Нелишне будет "зайти" в храмы и посмотреть. Окажется, что в основном их наполняют женщины "после 40". Свои дети выросли, круг общения сузился и надоел, а в церкви можно "отдохнуть душой" и пообщаться с подругами под благостный (или наоборот суровый) аккомпанемент "батюшки". Однако трудно поверить, что молодежь ищет "отдыха душе" в смысле полного расслабления и "благорастворения воздухов" в голове. Определенная статистически значительная часть этой "молодежи" действительно находится в состоянии "спячки", удовлетворяясь пивком и футболом. Но это лишь видимость. Внутри она, мятежная по-прежнему ищет бури, борьбы, чего-то действительно великого и значительного. Почему же тогда, если она приходит в храмы, то слышит, прежде всего, что нельзя стоять "задом к алтарю", класть руки в карманы, вызывающе одеваться? Разве с одежды надо начинать? Ведь жизнь православного человека – это настоящая борьба, "невидимая брань", не меньшая той, которую может предложить этот мир. Опасность исходит совсем не от "экстремизма", который "растет" в среде молодежи, а от того состояния "потерянности" и невостребованности, ненужности обществу, от которого страдает совсем не одна молодежь, а, прямо скажем, большая часть населения России. Люди просто не представляют, что есть великие и значительные цели, ради которых стоит жить и можно умереть. Они и в Церкви не видят того поля приложения своих сил, который бы придал осмысленность их жизни. Нельзя скидывать со счетов эффект общества потребления: сытость и довольство просто-напросто мешают пробуждению духовных интересов, об этом еще у Исаака Сирина все написано.

Молодежь, которая сейчас попадает в Церковь, попадает туда скорее по "пенсионному" признаку. Это – либо те, кто воспитан в религиозных семьях и усвоил образ поведения и манеры своих родителей, либо – те, кто хочет найти нишу для социальной реализации в "православном секторе", либо – те, кто не видит себе места в обществе. Вспоминается один весьма типичный монастырь на севере России: настоятель-иеромонах, брошенный на "объект" с прихода, три юных монаха и шесть десятков "трудников", мужчин в возрасте от 20 до 60, как правило, сильно пьющих, только что "откинувшихся" из зоны. На службы они не ходят, молиться не хотят, зато выпить очень даже хотят. Такие десоциализированные люди легко используются массовым обществом в целях деструкции, ибо у людей без убеждений нет и твердых морально-нравственных принципов, мешающим им, например, украсть чужое, разбить машину ближнего или в конце концов вставить перо в бок чем-то не понравившемуся прохожему. "Восстание масс", описанное Ортегой-и-Гассетом, уже прошло, но именно в среде молодых людей желающих восстать против господства массовой культуры и массовых интересов  и подавления ими личности можно увидеть огромный созидательный социальный ресурс. Человек без интересов и принципов – почти человек без прав. Может ли молодежь увидеть в христианской вере искомое настоящее? Вероятно да, если и церковные служители выйдут из состояния радостно-иллюзорного оптимизма (или его антитезы – полного и безнадежного пессимизма) и выйдут из "православного гетто".

 Редакция портала "Credo.Ru"

Ссылка по теме: Хосе Ортега-и-Гассет Восстание масс


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования