Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Хорошие религии придумали индусы. Вслед за кришнаитами землю под храмы в Москве потребовали себе сикхи и буддисты


В тянущейся уже не один месяц борьбе вокруг строительства в Москве "индуистского" (читай – кришнаитского) храма наметился неожиданный поворот. Противникам кришнаитов оказали неожиданную и весьма мощную поддержку представители двух других религий зародившихся в Индии – буддизма и сикхизма. Представители этих общин обнародовали заявления, составленные в нарочито провокационном стиле – если уж вы даете землю под храм кришнаитам, то тем более вы должны дать ее нам, поскольку буддизм в России вообще традиционная религия, а сикхов среди гостей России также довольно много (да и некоторые граждане России под влиянием индийских гостей обратились к этой не совсем обычной для нас религии).

На фоне заявлений двух несомненно весьма влиятельных в мире религиозных общин о том, что им не дают построить храмы, успехи московских кришнаитов (и без того балансирующих на грани между определением как "религии" и как "секты") сразу же представляются явно искусственными, связанными не с объективным влиянием религии, а с чьей-то влиятельной поддержкой. И принцип "равноправия" оборачивается против кришнаитов, явно вырвавшихся из общего ряда религиозного "бесправия". Кришнаиты поставлены в ситуацию, когда либо им придется в этот ряд вернуться, либо доказать каким-то образом, что они "равнее, чем другие", либо же московским властям придется уступить всем и вслед за кришнаитами разрешить храмы буддистов и сикхов, а потом и прочих религиозных объединений, которые на то изъявят желание и способны будут оказать на власти известное давление.

Дело тут не ограничивается кришнаитами или буддистами или сикхами. Дело тут в общем религиозном облике Москвы как столицы Российского государства и как мирового мегаполиса. Эти два определения по отношению к одному городу и создают, на самом деле, ту коллизию, которая встанет перед религиозной политикой московских властей еще не раз и не два.

Идеология "мирового мегаполиса", входящего в какой-нибудь "top-40" городов мира, требует представленностив таком городе большинства и даже почти всех сколько-нибудь влиятельных религий, вне зависимости от степени их укорененности в "почве", на которой этот мегаполис стоит. Здесь важна не почва, а система горизонтальных связей между такими мегаполисами по всему миру, по коммуникациям которых передвигаются "люди воздуха", "новые кочевники" потстиндустриального мира. Эти "новые кочевники" могут принадлежать к самым разным расам и племенам и придерживаться самых экзотических религиозных верований, потребность в удовлетворении которых должна быть удовлетворена в зависимости от наличия платежеспособного спроса. Город, включенный в систему глобальных мегаполисов, обязан придерживаться "открытой" религиозной политики, если хочет занять в этой системе сколько-нибудь достойное место.

Напротив, город – столица национального государства, государства, которое основано на идее политической организации в рамках определенной культурной традиции, не может проводить "открытую" и "космополитичную" религиозную политику. Задача такого города – символизация национального суверенитета и конфессия, которая с этим суверенитетом ассоциируется, должна иметь в нем безусловные привилегии в деле храмоздательства. И наоборот – иные религии могут себя представлять в виде храмов, символики, шествий и т.д. в зависимости от степени их ассоциированности с этим суверенитетом. Очевидно, что здесь невозможно будет поставить на одну доску ислам (религию массовую для некоторых регионов России), буддизм (религию многочисленную), сикхизм (религию иноземных гостей) и кришнаизм или иеговизм (импортные новоделы, относительно которых существуют сомнения в степени гражданской лояльности их приверженцев).

Нынешняя религиозная политика и московских властей, и властей федеральных – это постоянные неупорядоченные метания между "глобализмом" и "национализмом". Между поддержанием своего суверенитета и попытками вписаться в глобальное сообщество. Поэтому вместо равномерного вхождения в силу одной из политик, они прорываются всполохами, а точнее сказать – скандалами. Запрещать иеговистов или не запрещать, строить храмы кришнаитам или не строить, или сикхам тоже строить. Выигрывает обычно тот, кому удается совместить игру с общественным мнением с эффективными лоббистскими усилиями. Однако завоеванная победа оказывается непрочной – только до следующего скандала. Религиозная политика в современной России направляется такими скандалами, и только в скандале создаются те прецеденты, которые прокладывают линию будущей политики.

Егор Холмогоров, для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования