Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

«Поднимите мне веки!» Почему именно сейчас, после выборов, деньги налогоплательщиков так массово пошли "на храмы"?


Чуть более недели минуло после президентских выборов в России, но в информационном потоке только нарастает доля сообщений о перечислении денег на храмовое строительство – сообщений, организованно появившихся аккурат накануне выборов. Наиболее заметной оказалась новость, пришедшая из Челябинска. Здесь губернатор Петр Сумин выделил из бюджета области 40 млн. рублей на восстановление православных храмов и мусульманских мечетей. Это деньги совсем не маленькие, как говорят в современной рекламе, "лимон зеленью", если не полтора. Местная пресса уже отозвалась: мол, купец Перцев из своего кармана на это давал, а губернатор Сумин средства налогоплательщиков расходует. В Омске тоже задаются вопросом: а зачем надо огромный собор восстанавливать? "Я тоже верующая, но у меня у меня много знакомых атеистов, мусульман, немцев-протестантов. И они не понимают, почему из их налогов нужно строить только православные храмы", -  пишет удивленная размахом объявленной стройки читательница.

И такая же картина предстает внимательному взору во многих регионах России. Где-то, как в Омске, губернаторский "лимон зеленью" упоминался еще до выборов, в Саратове скидывались по 100 тысяч рублей "на храмы"  прямо перед самыми выборами в кабинете начальства, а там, где исход выборов был совершенно неясен, как, например, в Архангельске, преподносили епархии РПЦ МП икону XVII века, как бы случайно в этот период приобретенную администрацией у некоего "частного коллекционера".

Понятно, что никакие храмы так сразу и именно в эти сроки никому не понадобились. Речь идет о завуалированной форме выплат предвыборным штабам и тем иерархам, кто принял участие в мобилизации граждан под лозунгом "Все на выборы!". Не секрет, что штаб "кандидата № 1" больше всего опасался в этом году низкой явки – единственное, что угрожало Путину, это явка меньше 50 %. Через околоцерковные фонды и структуры проходят и те выплаты, которые не пойдут прямо на реставрацию храмов, потому что общины РПЦ МП в основном освобождены от налогов - причем той же самой губернаторской властью.

Да, епархиальные управления, зарегистрированные в федеральном министерстве юстиции, льготы по налогам на производство потеряли, зато отдельные общины хоть целый завод железобетонных изделий могут "крышевать". Достаточно зарегистрировать приход в областном управлении юстиции, а при нем пусть действуют и парк автомашин, и склады, и производство чего угодно - от стройдеталей до ювелирки. Особенно же удобна такая схема освобожденного от налогов производства, когда речь идет о строительстве - в данном случае храма. Чем больше по размаху проект восстановления того или иного храма (иногда говорят о перепланировке всего прилегающего квартала), тем больше денег можно увести от налогов.

Ну, так что же, покажется некоторым неопытным в коммерческих схемах людям, все-таки в церковные фонды упадет более весомая "копеечка", чем ничтожные сборы из церковной кружки. Но, как показывают приведенные выше цитаты из местной печати, избиратели не так уж глупы, чтобы не догадаться, что для средств налогоплательщиков можно было бы найти и другое актуальное применение. Избиратели в основном догадываются (или знают), что через церковные счета проходят деньги, предназначенные для иных нужд, чем строительство помпезных соборов.

Таким образом, Церковь, которая для многих нынешних "православных" суть здание с золотыми крестами, куполами, иконами и свечками (участницы недавнего антикришнаитского митинга в Москве на полном серьезе утверждали, что слово "община" не входит в православную терминологию), вместо "оазиса благотворительности", вместо обители милосердия и добра, являет собой в глазах все большего числа людей лишь часть механизма коррупции, где покупается "властный ресурс". И поэтому церковные учреждения все чаще ассоциируются с нечестно нажитым богатством. Богатством, которое не стыдно отнять. Прямо по старой атеистической схеме. Только та навязывалась принудительно и доверия не вызывала, а нынешняя возникает стихийно, снизу, и в "теоретических обоснованиях" не нуждается.

Не с ростом ли в обывательской среде стихийных антицерковных настроений связан и заметный рост сообщений о кражах и хищениях икон и церковного антиквариата, который настораживает следственные органы на местах? То тут, то там, участниками этих преступлений становятся лица, в храмах отнюдь не посторонние, а иногда даже сами священники или работники приходов. Хуже того, как рассказала недавно владимирская газета "Хронометр", "трутники" - поразительно, но это слово заменило в заметке общепринятое трудники, - совсем недавно совершили убийство своего же 58-летнего соработника прямо в квартире священника. Убийцы пытались скрыть труп и только благодаря нежеланию "трутника", проживавшего в этой же квартире, становиться их соучастником, информация о преступлении попала в правоохранительные органы.

Коррупция, которая становится естественным следствием нынешних контактов Московской патриархии с властью, должна, казалось бы, немедленно привлечь внимание органов прокуратуры. В масштабах какой-нибудь большой области миллион долларов по-прежнему солидная сумма, и внезапное перечисление такой суммы из бюджета на счета, специально созданные для "восстановления" или строительства храма (или храмов), должно быть заметным. А массовое открытие торговых точек с крестиками, цепочками и прочими изделиями церковного ширпотреба в сельпо - сельских магазинах потребительской кооперации - это что, прирост духовности? Если покупатель вместе с маслом, валенками и пылесосами обнаружит в привычном сельском магазинчике товары церковной тематики - он что, как-то приблизится к Церкви?

Однако российские налоговые органы напоминают в этой ситуации гоголевского Вия, который, проспав слишком долго, войдя в храм, не может разглядеть бурсака Хому Брута, пытающегося подзаработать чтением псалмов над усопшей ведьмой. "Поднимите мне веки", - взывает он. Может быть, и в самом деле пора открыть глаза и присмотреться к фактам проводки больших сумм (для сравнения: 40 млн. рублей - это почти столько же, сколько пришлось выделить из местного бюджета на благоустройство Дивеевского района к празднованию 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского) на "воссоздание храмов и мечетей"? Иначе от этих благих по видимости губернаторских намерений произойдет еще больший рост околоцерковного криминала, чем тот, что отмечен в новостях последних нескольких дней.

Валерий Никольский, "Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования