Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Святой далекий, но не "чужой". Почему в России популярен "День Святого Патрика"


День Святого Патрика не приобрел, конечно же, в России такой популярности, как день Святого Валентина. Одно дело – "день всех влюбленных", и другое - "день всех ирландцев и любителей пива Гиннесс". Но как раз для такого локального события, как "день всех ирландцев", день Патрика отмечается в России исключительно широко – парадами и пивными посиделками, концертами "кельтских" групп и весьма многочисленными публикациями в прессе.

Самое простое дело – объяснить это грамотным ирландским культурным пиаром, благодаря которому у затусованной молодежи столичных городов России появилась мода на Ирландию. Но пиар должен был попасть в какую-то чувствительную точку, чтобы быть по-настоящему успешным, фантастически успешным, как это случилось с популярностью всего ирландского.

Как ни странно, эту успешность проницательный культурный аналитик мог бы предсказать задолго до падения "железного занавеса", опираясь на факты далекие от пива и парадов, зато самым непосредственным образом связанные со Святым Патриком.

Признаки увлечения Ирландией и вообще – "альтернативной", связанной прежде всего с кельтским началом, западной культурой появились еще в 1950-х годах в русской эмиграции, что характерно – в русской церковной эмиграции. Русская Зарубежная Церковь, оказавшись в Западной Европе, начала возрождать традиции западного православия, западных христианских традиций, стертых и ассимилированных римских универсализмом "высокого католичества". И интерес к Ирландской Церкви и её основателю оказался во главе этого процесса. Причиной тому были как широкая известность святого Патрика и исключительно интересное своеобразие созданной им церковной традиции, так и тот факт, что именно Ирландская Церковь дольше всех сопротивлялась унифицирующему влиянию Рима (а потом – столь же упорно сопротивлялась английскому протестантизму, породив ирландский, уже католический, фанатизм). Установление почитания св. Патрика в Русской Церкви, превращение его из чужого, западного, в русского святого (а всякий православный святой издавна почитался на Руси в каком-то смысле как русский), было очень важным шагом для конструктивного освоения русским церковным сознанием Запада – то есть встречным потоком по сравнению с подчинением Западом церковного сознания в России…

Для православных русских Ирландия и ирландские святые были указанием на возможность существования православного, не "западнохристианского" Запада и западного Христианства. Но и в секуляризованной версии в русском культурном сознании срабатывает то же стремление к поиску "незападного Запада", Запада, который существует как культурно своеобразное, симпатичное, но не агрессивное явление. Запада, который лишен экспансионистской агрессивности европеизма и американизма. Именно Ирландия, как последний осколок кельтской цивилизации Европы, кажется наиболее подходящим кандидатом на роль такого "незападного Запада". Этот факт зафиксировал в историко-философской мысли Арнольд Тойнби, решивший выделить "Дальнезападную цивилизацию" в отдельный культурный феномен, не включаемый в просто Запад.

Что первично в этой "комплиментарности" русского и кельтского культурных начал — религиозное родство и былая церковная общность, или некие "светские" культурные механизмы – сказать трудно. И вряд ли об этом задумываются большинство из нынешних участников празднеств в честь древнего западного святого. Чаще всего этими участниками руководит банальная тоска по праздникам, которых в переживающей жесточайший кризис культурной идентичности России осталось очень мало (а воспринимаемых с ненатужным весельем – еще меньше). Однако культурные архетипы работают и помимо сознания их носителей – и успех ирландского праздника – возможно, является сигналом того, что даже в увлечении западной модой наши сограждане (по крайней мере в некоторой части) руководствуются подсознательными принципами своей религиозной традиции и национальной культуры.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования