Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

«Огнепальный» протоиерей. Президент-демократ приветствует арест радикального священника, а Грузинская патриархия - осуждает


Исполнилась давняя мечта грузинских правоохранительных органов – мятежного священника Василия Мкалавишвили, отлученного несколько лет назад от официальной Грузинской патриархии и примкнувшего к одному из Синодов греков-старостильников, наконец удалось поймать и посадить. До этого о. Василий не давался в руки правосудия, то используя слабость грузинских правоохранительных органов и отгораживаясь от них своими прихожанами, то скрываясь за границей.

Собственно, сам сыр-бор разгорелся из-за того, что о. Василий задался целью превратить Грузию в православное государство, граждане которого не имеют права исповедовать иные религии, кроме православия. По правде говоря, того же добивалась и Грузинская патриархия, но радикальный священник не сумел оценить ее тонких дипломатических методов, решив, что патриархия идет на компромисс с врагами православия. Однако, методы Грузинской патриархии оказались более эффективными – полтора года назад она добилась подписания Конституционного акта, фактически закрепляющего за ней статус государственной Церкви. О. Василий тем временем продолжал сжигать "сектантскую" литературу и устраивать в центре Тбилиси демонстрации протеста против регистрации грузинскими властями католиков и протестантов, за что, в конце концов, и был приговорен судом к 3-месячному тюремному заключению. Сейчас незаконопослушному священнику грозит уже 7 лет – этот срок возник в результате "умножения" его прежних преступлений на сопротивление властям и организацию массовых беспорядков.

Характерна реакция на арест о. Василия Мкалавишвили высшего руководства Грузии – светского и духовного. Президент Михаил Саакашвили наглядно продемонстрировал, что Конституционный акт, чаще именуемый конкордатом грузинских Церкви и государства, - палка о двух концах. Получив признание в качестве государственной Церкви и пользуясь особым правовым статусом, официальная Грузинская Церковь оказывается в сильной зависимости от политического руководства. В условиях грузинской правовой системы вполне логично звучит заявление президента о том, что он не допустит радикализма в национальной Церкви, поскольку торжество радикальных идей чревато ее расколом. С другой стороны, в Грузинской Православной Церкви радикальные идеи сейчас необыкновенно популярны. Эта Церковь первой из официальных поместных Церквей вышла из Всемирного совета Церквей, а осенью прошлого года на заседании ее Синода всерьез обсуждался вопрос о разрыве общения с Антиохийским и Александрийским патриархатами. Неудивительно, что в официальных оценках ареста о. Василия, последовавших из Грузинской патриархии, преобладали сочувственные нотки. В "противостоянии" опального священника "сектантам" патриархия даже усмотрела признаки сопротивления грузинского народа "иностранным центрам влияния".

Патриархию поддержали партии, оппозиционные Михаилу Саакашвили. Лидер "новых правых" назвала арест о. Мкалавишвили "варварством". Грузия – не единственная страна на постсоветском пространстве, где за усиление государственного регулирования религиозной жизни выступают демократы. Например, в России с недавнего времени призыв к созданию федерального органа по делам религий стал восприниматься как один из признаков оппозиционности официальной, недемократической модели церковно-государственных отношений.

Еще один курьез всей этой истории с о. Василием Мкалавишвили – это  принадлежность священника-диссидента к самому либеральному греко-старостильному Синоду – киприанитскому. Киприаниты считают экуменистов, сторонников "теории ветвей" и "крещенского богословия", "заболевшими в вере" чадами единой православной Церкви. А согласно этим теориям, членами Церкви в каком-то смысле могут быть и баптисты с адвентистами, литературу которых подвергает аутодафе о. Василий Мкалавишвили…

Похоже, для этого "огнепального" пастыря его церковная принадлежность является фактором достаточно второстепенным, "факультативным". Как и всякий церковный националист, он вынужден быть в значительной степени политиком и еще немного – материалистом.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования