Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Патриарх лицом на Запад. Создание греко-католического патриархата в Киеве – шанс сохранить западную ориентацию внешней политики Украины


"Рецидив" греко-католицизма на Западной Украине, увенчавший многолетние "дезинфекционные" и "профилактические" меры по "воссоединению" с Православием, оказался настоящим "ударом" и для "Московии", и для сторонников промосковской церковной политики на Украине. Разговоры о "разгроме православных епархий" в Галиции превратились в "постоянную рубрику" церковно-патриотической риторики, а также сделались непробиваемым аргументом в устах православных участников переговоров с Римом.

Однако, если присмотреться, подобный черно-белый взгляд на греко-католическую проблему, вписанный сегодня в "катехизис православного этатиста", совсем не является чем-то внутренне присущим православной традиции, в том числе, ее "российскому варианту". Корни греко-католической проблемы уходят вглубь веков и все претензии нужно предъявлять к деятелям украино-галицкого средневековья, а не к сегодняшним католическим ревнителям восточного обряда.

Если же сводить проблему к спору о судьбе церковного имущества, то здесь у РПЦ МП оказывается еще меньше оснований для недовольства. Большинство храмов, которыми завладевали ревнители восточного обряда в начале 90-х, были построены именно ими. В частности, по словам епископа УПЦ МП Ивано-Франковского и Коломыйского Николая (Гроха), в его епархии "православных храмов на 1939 год и не было", а первый построенный православными храм появился в этой области в начале тех же 1990-х (см. Митрохин Николай. Русская православная церковь и греко-католики на Западной Украине).

Нужно сказать, что заметная часть клириков РПЦ МП в советский период относилась к гонимым украинским униатам-катакомбникам даже с некоторым сочувствием. Более того - имели место случаи церковно-общественной поддержки. Не только видный диссидент, тогдашний клирик РПЦ МП Глеб Якунин, но и известный ныне борец с сектантством священник Олег Стеняев устраивали в конце 80-х годов на Арбате стояния в поддержку гонимых униатов, которые тогда добивались государственной регистрации. О. Олег Стеняев совершал визиты на Западную Украину, где демонстративно сослужил с клириками еще не "разгромленных" епархий, поминая Папу Римского, наряду с Патриархом Московским. Кстати, такая форма поминовения священноначалия стала абсолютно преобладающей в приходах Львовской епархии РПЦ МП еще при советской власти. Униатство представляло собой в советский период идеологическую силу, несомненно авторитетную в плане борьбы против общего врага - государственного атеизма, в падении которого на тот период еще не было уверенности. Политическая консолидация с имеющими огромный опыт подпольного существования униатами давала дополнительный вес "низовому православному движению", стремившемуся в период перестройки очистить российское Православие от элементов "советской церковности".

Но ветер церковных перемен очень быстро сменил направление, и сегодня сказать хотя бы мало-мальски значимое "за" в отношении украинских греко-католиков значит стать "врагом Церкви" с точки зрения "православных патриотов"... В таком контексте попытки создания Киевского греко-католического патриархата подливают масло в огонь православно-католических споров (причем не уровне вселенского Православия), удушая слабую надежду и на уврачевание греко-католической проблемы и на реанимацию ватикано-московского диалога.

Возникает вопрос: уж не слишком ли высокую цену придется заплатить Украине, да и католицизму в целом, за создание Киевского патриархата? Будут ли получены Римом адекватные дивиденды? Мы склонны ответить на этот вопрос утвердительно. Дело в том, что "штатный" Киевский патриархат – филаретовская УПЦ КП - утрачивает свои позиции и не оправдывает возлагавшихся на нее политических ожиданий. Она остается вне признания поместными православными Церквами, причем Константинополь все меньше и меньше склонен рассматривать ее всерьез. Таким образом, РПЦ МП утверждается в качестве "конфессионального лидера" Украины, посягающего на монополию на "символический капитал" украинского народа. При растущих в СНГ центростремительных тенденциях это может привести к окончательной утрате национальной самоидентичности большинства жителей Украины.

И здесь возведение Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ) в статус патриархата оказывается единственным "религиозным проектом", который можно противопоставить "омосковлению" Малороссии. Напомним, что УГКЦ остается второй по численности на Украине конфессией, поэтому учреждение патриархата в Киеве- "матери городов русских" – позволит утвердить "западный выбор" Киева. Украинский власти кровно заинтересованы в греко-католическом патриархате – больше, чем сам Ватикан.

Антон Виноградский, для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования