"Рецидив" греко-католицизма на Западной Украине, увенчавший многолетние "дезинфекционные" и "профилактические" меры по "воссоединению" с Православием, оказался настоящим "ударом" и для "Московии", и для сторонников промосковской церковной политики на Украине. Разговоры о "разгроме православных епархий" в Галиции превратились в "постоянную рубрику" церковно-патриотической риторики, а также сделались непробиваемым аргументом в устах православных участников переговоров с Римом. Однако, если присмотреться, подобный черно-белый взгляд на греко-католическую проблему, вписанный сегодня в "катехизис православного этатиста", совсем не является чем-то внутренне присущим православной традиции, в том числе, ее "российскому варианту". Корни греко-католической проблемы уходят вглубь веков и все претензии нужно предъявлять к деятелям украино-галицкого средневековья, а не к сегодняшним католическим ревнителям восточного обряда. Если же сводить проблему к спору о судьбе церковного имущества, то здесь у РПЦ МП оказывается еще меньше оснований для недовольства. Большинство храмов, которыми завладевали ревнители восточного обряда в начале 90-х, были построены именно ими. В частности, по словам епископа УПЦ МП Ивано-Франковского и Коломыйского Николая (Гроха), в его епархии "православных храмов на 1939 год и не было", а первый построенный православными храм появился в этой области в начале тех же 1990-х (см. Митрохин Николай. Русская православная церковь и греко-католики на Западной Украине). Нужно сказать, что заметная часть клириков РПЦ МП в советский период относилась к гонимым украинским униатам-катакомбникам даже с некоторым сочувствием. Более того - имели место случаи церковно-общественной поддержки. Не только видный диссидент, тогдашний клирик РПЦ МП Глеб Якунин, но и известный ныне борец с сектантством священник Олег Стеняев устраивали в конце 80-х годов на Арбате стояния в поддержку гонимых униатов, которые тогда добивались государственной регистрации. О. Олег Стеняев совершал визиты на Западную Украину, где демонстративно сослужил с клириками еще не "разгромленных" епархий, поминая Папу Римского, наряду с Патриархом Московским. Кстати, такая форма поминовения священноначалия стала абсолютно преобладающей в приходах Львовской епархии РПЦ МП еще при советской власти. Униатство представляло собой в советский период идеологическую силу, несомненно авторитетную в плане борьбы против общего врага - государственного атеизма, в падении которого на тот период еще не было уверенности. Политическая консолидация с имеющими огромный опыт подпольного существования униатами давала дополнительный вес "низовому православному движению", стремившемуся в период перестройки очистить российское Православие от элементов "советской церковности". Но ветер церковных перемен очень быстро сменил направление, и сегодня сказать хотя бы мало-мальски значимое "за" в отношении украинских греко-католиков значит стать "врагом Церкви" с точки зрения "православных патриотов"... В таком контексте попытки создания Киевского греко-католического патриархата подливают масло в огонь православно-католических споров (причем не уровне вселенского Православия), удушая слабую надежду и на уврачевание греко-католической проблемы и на реанимацию ватикано-московского диалога. Возникает вопрос: уж не слишком ли высокую цену придется заплатить Украине, да и католицизму в целом, за создание Киевского патриархата? Будут ли получены Римом адекватные дивиденды? Мы склонны ответить на этот вопрос утвердительно. Дело в том, что "штатный" Киевский патриархат – филаретовская УПЦ КП - утрачивает свои позиции и не оправдывает возлагавшихся на нее политических ожиданий. Она остается вне признания поместными православными Церквами, причем Константинополь все меньше и меньше склонен рассматривать ее всерьез. Таким образом, РПЦ МП утверждается в качестве "конфессионального лидера" Украины, посягающего на монополию на "символический капитал" украинского народа. При растущих в СНГ центростремительных тенденциях это может привести к окончательной утрате национальной самоидентичности большинства жителей Украины. И здесь возведение Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ) в статус патриархата оказывается единственным "религиозным проектом", который можно противопоставить "омосковлению" Малороссии. Напомним, что УГКЦ остается второй по численности на Украине конфессией, поэтому учреждение патриархата в Киеве- "матери городов русских" – позволит утвердить "западный выбор" Киева. Украинский власти кровно заинтересованы в греко-католическом патриархате – больше, чем сам Ватикан. Антон Виноградский, для "Портала-Credo.Ru" |