Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Кровавый Пурим. Накануне самого веселого еврейского праздника в столице пролилась кровь еврейского лидера


Грустным выдался для московских евреев в нынешнем году праздник Пурим, который считается самым веселым днем иудейского религиозного календаря. Накануне этого праздника, почти совпадающего с 8 марта (что дало некоторым православным специалистам повод говорить о прямой связи этих двух праздников), жизнь московской еврейской общины взбудоражило два беспрецедентных события. 5 марта был убит глава Всемирного конгресса горских евреев Заур Гелалов, а спустя несколько часов прогремел мощный взрыв в самом центре города, у входа в Институт изучения иудаизма в СНГ.

Едва ли эти два преступления имеют прямую связь друг с другом. Столичные правоохранители, в среде которых, кстати, весьма широко распространены антисемитские взгляды, предполагают, что взрыв был вообще не связан с Институтом изучения иудаизма. Так это или нет, то факт весеннего всплеска антисемитских проявлений в России известен достаточно широко, и "цепочка совпадений", случившаяся 5 марта, заставляет вновь вспомнить об этом социопсихологическом феномене.

Разные эксперты по-разному объясняют причины "весеннего всплеска". Наиболее поверхностный уровень этих объяснений составляют распространенные представления о сезонных циклах психической активности. Согласно этим представлениям, лица с лабильной психикой, среди которых, так же как и среди правоохранителей, антисемитизм пользуется особенной популярностью, тяжело переживают межсезонья, становятся особенно агрессивными, что и провоцирует всплеск экстремизма в обществе. На следующем уровне анализа находится "хронологический подход". Его сторонники связывают весенний всплеск антисемитизма с различными датами "антисемитского календаря" (день рождения Гитлера, Пейсах и т.д.), которые приходятся на весну. Но наиболее глубоким представляется "политологический" подход, связывающий активизацию антисемитизма с теми или иными "глобальными" общественно-политическими процессами.

Действительно, для современной России, миновавшей этап "переоценки ценностей" демократии, характерен рост нетерпимости и вражды на национальной и квазирелигиозной почве. Похоже, этот рост искусственно поддерживается официальной пропагандой, охотно выискивающей "исламские корни" терроризма, устраивающей активную пиар-поддержку "акций устрашения" у московских мечетей, создавшей лубочный образ злодея-"ваххабита", умеющего только убивать. Хотя прямой антиеврейской пропаганды в государственных СМИ России и нет, но на фоне нынешних антиисламских кампаний вольно или невольно страдают представители всех меньшинств. Значит, косвенно, всплеск антисемитизма в современной России является результатом информационно-пропагандистской политики властей, ведущейся под эгидой "борьбы с терроризмом", протекающей вне правового поля, там, где "все позволено".

Неудивительно, что ксенофобски настроенная обывательская среда с угрюмым непониманием встретила назначение "какого-то Ефимыча" премьер-министром России. Эта среда так верила в то, что Путин – действительно ее президент, что он "против черных и евреев" и что он "наконец наведет порядок"... Чтобы вернуть прежнее доверие власть вынуждена будет, по крайней мере, не предпринимать демонстративных мер по борьбе с антисемитизмом. А это значит, что "весеннее обострение" может несколько подзатянуться.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования