Грустным выдался для московских евреев в нынешнем году праздник Пурим, который считается самым веселым днем иудейского религиозного календаря. Накануне этого праздника, почти совпадающего с 8 марта (что дало некоторым православным специалистам повод говорить о прямой связи этих двух праздников), жизнь московской еврейской общины взбудоражило два беспрецедентных события. 5 марта был убит глава Всемирного конгресса горских евреев Заур Гелалов, а спустя несколько часов прогремел мощный взрыв в самом центре города, у входа в Институт изучения иудаизма в СНГ. Едва ли эти два преступления имеют прямую связь друг с другом. Столичные правоохранители, в среде которых, кстати, весьма широко распространены антисемитские взгляды, предполагают, что взрыв был вообще не связан с Институтом изучения иудаизма. Так это или нет, то факт весеннего всплеска антисемитских проявлений в России известен достаточно широко, и "цепочка совпадений", случившаяся 5 марта, заставляет вновь вспомнить об этом социопсихологическом феномене. Разные эксперты по-разному объясняют причины "весеннего всплеска". Наиболее поверхностный уровень этих объяснений составляют распространенные представления о сезонных циклах психической активности. Согласно этим представлениям, лица с лабильной психикой, среди которых, так же как и среди правоохранителей, антисемитизм пользуется особенной популярностью, тяжело переживают межсезонья, становятся особенно агрессивными, что и провоцирует всплеск экстремизма в обществе. На следующем уровне анализа находится "хронологический подход". Его сторонники связывают весенний всплеск антисемитизма с различными датами "антисемитского календаря" (день рождения Гитлера, Пейсах и т.д.), которые приходятся на весну. Но наиболее глубоким представляется "политологический" подход, связывающий активизацию антисемитизма с теми или иными "глобальными" общественно-политическими процессами. Действительно, для современной России, миновавшей этап "переоценки ценностей" демократии, характерен рост нетерпимости и вражды на национальной и квазирелигиозной почве. Похоже, этот рост искусственно поддерживается официальной пропагандой, охотно выискивающей "исламские корни" терроризма, устраивающей активную пиар-поддержку "акций устрашения" у московских мечетей, создавшей лубочный образ злодея-"ваххабита", умеющего только убивать. Хотя прямой антиеврейской пропаганды в государственных СМИ России и нет, но на фоне нынешних антиисламских кампаний вольно или невольно страдают представители всех меньшинств. Значит, косвенно, всплеск антисемитизма в современной России является результатом информационно-пропагандистской политики властей, ведущейся под эгидой "борьбы с терроризмом", протекающей вне правового поля, там, где "все позволено". Неудивительно, что ксенофобски настроенная обывательская среда с угрюмым непониманием встретила назначение "какого-то Ефимыча" премьер-министром России. Эта среда так верила в то, что Путин – действительно ее президент, что он "против черных и евреев" и что он "наконец наведет порядок"... Чтобы вернуть прежнее доверие власть вынуждена будет, по крайней мере, не предпринимать демонстративных мер по борьбе с антисемитизмом. А это значит, что "весеннее обострение" может несколько подзатянуться. |