Такие "сомнительные" праздники как День Святого Валентина и 8 марта выпадают на особый период года для православных. Это время является преддверьем Великого Поста или его началом. Неудивительно, что православные вынуждены как-то специально "не замечать", "обходить бочком" "Международный женский день", а то и демонстративно открещиваться от навязчивого праздника, представляя те или иные версии его "инородческого" происхождения. В общем, ни один другой светский праздник не создает столько проблем для православного люда, как 8 марта. Вот, например, Новый год, имея определенные религиозные корни, осмысляется православным населением как вполне приемлемый – ради него в традицию вошло даже послабление Рождественского поста… А День Победы вообще оказался переосмыслен с церковной точки зрения и вошел "на полных правах" в церковный календарь РПЦ МП. Пресловутые 1 мая и 7 ноября уже давно утратили свой "идейный ореол" и воспринимаются как "просто выходные", а такие нововведения, как, например, 12 июня, этого "ореола" просто пока не могут обрести... Но в чем проблема с 8 марта? У этого праздника вроде бы есть "православная альтернатива" - "Неделя жен-мироносиц"? В зарождении христианства женщины сыграли выдающуюся роль, причем проявив при этом определенную "специфику женского естества". Да и позже, во времена "маскулинного господства" - в византийскую эпоху, представительницы слабого пола порой решали исторические судьбы Церкви. Да и в современной православной Церкви часто последнее слово оказывается за "мироносицами", что дает острословам повод утверждать, что если на Западе процвела "ересь папизма", то "у нас" - "ересь бабизма"… В наши дни в российской церковной среде зарождается феномен "православного феминизма" - ярким свидетельством чему служит популярная сегодня православная брошюра "Дерзай, дщерь!", выводящая "сильный пол" на "чистую воду". Пафос брошюры откровенно направлен на то, чтобы разъяснить "православному сообществу", что представлением о своей "приоритетности" мужчины камуфлируют свои слабые качества. Но, несмотря на все, даже на общественный вкус к православному традиционализму в современной России, Неделя жен-мироносиц не соответствует той "феминной роли", которую на нее хотело бы возложить "православное сообщество". А отсюда напрашивается вопрос – не стоит ли православной Церкви задуматься о возможных способах трансформации 8 марта, подобной той, которой подвергся День святого Валентина, объявленный (правда, "сквозь призму" праздника Сретения) Днем православной молодежи?… Антон Виноградский, для "Портала-Credо.Ru" |