Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Миротворчество нам еще пригодится. Религиозные лидеры СНГ под эгидой главной Церкви региона создают собственный орган международной политики


С точки зрения западных экспертов по вопросам свободы совести, СНГ является одним из самых неблагополучных регионов земного шара. Конечно, жителям некоторых арабских стран или, скажем, КНДР еще труднее свободно исповедывать некоторые религиозные взгляды и жить по религиозным принципам, отличным от государственной идеологии. Но в отличие от этих стран, пространство СНГ принято ассоциировать с так называемым "цивилизованным миром", в котором действуют западные нормы прав и свобод человека, закрепленные в действующем корпусе международного права. Вот с точки зрения этих норм и корпуса, соответственно, и следует оценивать положение дел со свободой совести в СНГ. Хотя более популярным на постсоветском пространстве является подход, который исходит из максимы: "Бывает и хуже".

Вероятно, из этого постулата исходили и некоторые участники Межрелигиозного миротворческого форума СНГ, который открылся 2 марта в Москве. В приличествующих открытию столь представительного собрания речах, в разных формах, звучали уверения о том, что с религией на пространстве СНГ все не так уж плохо. Странное упорство, с которым религиозные лидеры бывшего СССР пытались доказать это себе, невольно наводит на мысль, что червячок сомнения гложет и их сознание. Что же, в таком случае, говорить об экспертном сообществе, главным импульсом интеллектуального творчества которого является здоровое сомнение во всем?

Наиболее вопиющим примером попрания прав и свобод верующих является авторитарный Туркменистан, где разрешены только две конфессии – суннитский ислам и РПЦ МП. Собрания последователей других общин пресекаются органами госбезопасности, поэтому множество туркменских протестантов томится в тюрьмах. На втором месте – с некоторым отрывом – следуют Узбекистан и Азербайджан, где с особенным рвением власти пресекают любые проявления "ваххабизма", главным признаком которого считается нежелание входить в официальное проправительственное духовное управление мусульман, а также существенно ограничивают деятельность протестантов. Впрочем, проблемы с протестантами есть везде – в Таджикистане, Грузии, Армении, России, Белоруссии, Казахстане. Некоторым оазисом в этом отношении можно назвать Украину, где определяющим для религиозной свободы обстоятельством является наличие нескольких сопоставимых по размерам "государствообразующих" православных юрисдикций.

Опыт Украины вообще очень показателен: он говорит о том, что уровень религиозной свободы в постсоветских государствах прямо пропорционален влиянию "титульной конфессии" - тому, насколько сильна духовная монополия основной религиозной организации страны. В России таковой монополией обладает РПЦ МП, которая практически не признает права на существование "альтернативного православия", жестко ограничивает католиков и борется с протестантами, а так называемые "традиционные", то есть этнические, конфессии некоторым образом контролирует через специально созданный Межрелигиозный совет. Белоруссия и Грузия пошли еще дальше, заключив с официальными православными Церквами своих стран особые договора, которые ставят остальные конфессии в положение общин второго сорта. В Армении ядром национального и государственного самосознания является Армянская Апостольская Церковь, в Азербайджане – шиитское Управление мусульман Кавказа.

Нынешний Межрелигиозный форум в Москве, как ожидается, совершится созданием Межрелигиозного совета СНГ, который распространит опыт аналогичного российского совета на все постсоветское пространство, за исключением стран Балтии. Сам факт проведения форума в Москве, а также некоторые программные заявления, прозвучавшие на проходившем месяц назад VIII Всемирном русском народном соборе, не оставляют сомнений в том, что новый совет также будет действовать под эгидой РПЦ МП. Его создание призвано укрепить позиции Московской патриархии в самой России, заставив власть рассматривать ее как влиятельного участника международных отношений. Этой же задаче служит и создание два года назад представительства РПЦ МП при европейских организациях в Брюсселе, и усиление Русской духовной миссии в Иерусалиме, и объединение с РПЦЗ.

В общем, религиозное миротворчество в современной России преследует почти те же цели, что и в "безбожном СССР". Через свое особое положение на международной арене РПЦ МП сможет добиваться от государства разного рода преференций и обезопасить себя от нежелательного вмешательства власти в церковные дела.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования