Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

"Рокерский ресурс в православии". Миссионерский выход из обскурантизма или профанация древней религии?


В течение последних двух-трех лет можно наблюдать, как в дни январских Рождественских праздников в России, помимо разного рода православных научно-общественных конференций, выставок, рождественских детских елок и т.п., традиционными становятся православные рок-концерты. Эта сравнительно новая для Русской Православной Церкви форма миссионерства пока только нащупывает в России возможные формы своего бытования.

Так или иначе, в прошлом году попыткой православия заговорить на рок-языке с российским обществом стал концерт "Рок к Небу" в Санкт-Петербурге. В нем приняли участие такие звезды, как Константин Кинчев, Сергей Калугин, Ольга Арефьева, Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук. С церковной стороны без "поп-звезд" тоже не обошлось - наиболее представительной среди них был диакон Андрей Кураев.

Рождественский колер нынешнего января также предполагает подобное "ноу-хау" православной социализации - фестиваль "Свет Рождества". Такое столичное мероприятие предназаначено, во-первых, для самой молодежи, во-вторых, делается с прицелом на столичных гостей приезжающих в январские зимние дни из российских регионов. Ведь рок- и поп-исполнители в сочетании даже с незначительным  православным мессаджем могут немало расширить представления региональных ревнителей православия о методах ознакомления российской глубинки с православной культурой, а также подкорректировать их воззрения на то, как православную культуру можно сегодня подавать, чтобы не выглядеть в глазах молодежи пустым морализатором.

Именно этим, наверное, можно объяснить тот факт, что в "ассортимент"  фестиваля предполагается включить выступление восточного нью-эйджера Бориса Гребенщикова, посещающего ашрам Сатья Саи Бабы, в котором Б.Г. по-своему ценят - один из гостей ашрама увидел в "Б.Г." "перевоплощенного Пушкина". Вероятно из тех же миссионерских соображений предполагаемыми участниками фестиваля являются Андрей Макаревич и группа "SMASH!" ("Молитва"), как указывает корреспондент пресс-службы "Единого Отечества" Петр Сергеев. Слово "Молитва", однако - не перевод слова SMASH. Вероятно, имеется в виду распространенная на мобильных телефонах попсовая мелодия.

Нужно сказать, рецепция рок-музыки в православие не является уделом какой-либо одной православной юрисдикции. Так, например, в Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ) также есть свои рок-православные ресурсы - например, певец Сергей Калугин, который предлагал год назад вместо концерта "Рок к Небу" свой альтернативный проект "Рок против смерти". В проекте Калугина была даже своя христианская стратегия - борьба с абортами. В интервью "Поталу-Credo.Ru" певец писал, что а волне общепротестного настроения, характерного для тинейджерского периода, существующая антиабортная пропаганда скорее всего неэффективна, поскольку воспринимается молодежным сознанием как часть официоза, против которого, в первую очередь, и направлен протест. А тут – опаньки! – те, на кого ребята привыкли опираться в своем нонконформе, говорят им, что "баловать-то не стоит, что аборт - это очень стрёмно... Есть повод задуматься, типа...". Пожалуй, за такой осмысленный методологически миссионерский подход впору было бы включить автора в какую-нибудь миссионерскую православную группу...

Реально же использование рок-ресурса в качестве средства привлечения к православию выглядит как запоздалая попытка следовать по уже проторенной протестантами тропе. Ведь динамизм и поп-культура, вошедшие в религиозный обиход протестантов, оказываются действительно во многом притягательными для молодежи, в том числе и российской. Поп-мелодии, которые воздействуют на "душевно-эмоциональные струны" юного поколения, позволяют по-своему передавать то христианское учение, которое в чистой форме кажется молодежи обскурантизмом.

Но насколько оправдан такой подход по отношению к православию? С одной стороны, если оно не хочет оказаться совсем ретроградным, ему необходимо учиться в пандан протестантам говорить на языке молодежной контркультуры. Но с другой стороны, если учитывать, что уровень культуры протестантизма в целом несоизмеримо ниже культурного наследия православия, то попытка рок-православной миссиологии может оказаться профанацией древней авраамической религии. Поэтому остается под вопросом, как все-таки Православная Церковь может сегодня использовать рок-ресурс, чтобы не превратиться в "SMASH – православие".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-22 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования