Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Симфония идеальная и симфония оптимальная. Власть и церковь общаются друг с другом на языке экономической целесообразности


 В большом и довольно официальном интервью, данном Патриархом Алексием II "Коммерсанту" на Рождество, прозвучала знаменательная формула взаимоотношений между РПЦ МП и государством. Они не "хорошие", не "сердечные", не "идеальные", не "симфонические", а "оптимальные". "Современное состояние церковно-государственных отношений видится мне близким к оптимальному", - заявил Патриарх, резюмируя таким образом более длинную формулу: "в нынешнее время государство основывает свои отношения с Церковью на принципах взаимного уважения, конструктивного соработничества на благо общества, невмешательства в дела внутреннего церковного устроения". 

Конечно, все это официальная терминология патриарших референтов, и не следует придавать ей слишком большого значения и видеть в каждом слове чуть ли не сакральную формулу на века. Но к лексике стоит присмотреться повнимательней — обращает внимание на себя её чисто экономическая рациональность, чуждая какой-либо спиритуалистической риторики. Вопросы церковно-государственных отношений, сводимые в интервью в основном к экономическим, рассматриваются прежде всего в плоскости установления "баланса интересов". И этот баланс, видимо, близок к тому самому "оптимуму", который устраивает обе стороны. РПЦ МП заинтересована в невмешательстве во внутренние дела, в отказе власти от мнения по ключевым вопросам церковного устроения и самостоятельной "православной политики", в постоянном тесном сотрудничестве. Власть заинтересована в невмешательстве Церкви в политику и в осуществлении ею "духовного попечения" о народе.

Главное в этой экономике – не хотеть и не требовать слишком многого. Этим, собственно, "оптимальные отношения" и отличаются от "симфонии" Церкви и государства, которая была характерна для "Константиновой эры" и по которой и по сей день тоскуют многие православные традиционалисты. Если там предполагалось полное совпадение конечных целей государства и Церкви, "священства и царства", их общая богоустановленность, при различии лишь "инструментов" и "служений", при помощи которых осуществлялась общая цель, то в "оптимальных" отношениях, наоборот, признается изначальная чужеродность и несовместимость государства и Церкви, их существование в так сказать разных "онтологиях". При этом возможны довольно существенные совпадения, "конструктивное соработничество", которое осуществляется ввиду нахождения государства и Церкви в одном и том же "социальном пространстве".

Сотрудничество современного российского государства и Церкви – это не совпадение целей, а совпадение инструментальных средств. Точнее так – то, что является "целью" для одной стороны, является "средством" для другой. Например, для современного российского государства душа христианина не имеет абсолютной ценности, оно не считает, что спасение души – это общественное дело, но душеспасительная деятельность Церкви для государства – это часть обеспечения общественного блага. А для Церкви напротив – общественное благо – это часть общего душепопечения. Строго говоря, на таком вот социально-философском языке и должны были бы выражаться формулы церковно-государственных отношений. Но ни РПЦ МП, ни современная российская власть не склонны к философскому размышлению, особенно в публичных декларациях. Их привлекает обманчиво-конкретный язык экономической рациональности — вместо "национального возрождения" — "удвоение ВВП", вместо "симфонии" — "оптимальность".Этот язык удобен прежде всего тем, что позволяет обходить острые принципиальные вопросы, а возникающие проблемы решать в логике экономического контракта – "мы - вам — вы – нам".

Однако всех проблем таким образом не решить… И прежде всего проблем принципиальных и духовных. Патриарх вполне уместно указал на необходимость встречи Президента и епископов РПЦЗ, чтобы последние убедились, что в России правит не антихрист. Эта цель, судя по последующим событиям, была достигнута. Однако не более того — президент и на этой встрече, и позже, и во взаимоотношениях с РПЦ МП доказал и другое – если власть в России и не гонительски-антихристова, то и христианской её никак не назовешь… Объединяет её с Церковью не единство, симфония, общих целей, а "оптимальный баланс интересов". И слабая ниточка в виде личного исповедания главы государственной власти не способна связать государство и церковь воедино. Поэтому, в частности, Путину и неуместно показываться на Рождество в главном соборе страны. Слишком видно будет, что он в нем – гость. Ельцина положение гостя устраивало, Путина, похоже нет, но чувствовать себя прихожанином на службе, а не протокольным гостем, он, похоже, может только в небольших храмах "глубинки", до которой социально-политические перегородки не доезжают. 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-22 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования